Page 64 - 000199_000009_003633905
P. 64

к.  д.  у іп  п  н с  к  і іг.     63

     мнѣній и  способствовало  самомѵ детальному  выясненію дѣла,  такъ
     что  не  оставалось  мѣста  никакимъ  сомнѣніямъ и  произвольнымъ
     выводомъ.
         Бъ виду  этого, можно  безъ преувеличенія  сказать,  что  столич-
     ное  педагогическое  общество  имѣло  значеніе  обще-русскои  педа-
     гогической  школы.  Бліявіе  егодѣіістввтельно расиросіранялось  ва
     всю  Россію.  Число  провввціальныхъ  члевовъ возростало  изъ года
     въ годъ.  Каждый изъ нихъ непринужденно обращался въ.общество
     со всѣми  своими  вопросамии сомнѣвіямп. ПріѣзжаявъПетербургь,
     провпвціальные  члены  являлись  въ  собраніе,  звакоыились и  при-
     ходилв  въ  сношеніе  съ аѣми  изъ  члеповъ,  которые  представляли
     для  нихъ наиболшій  интересъ по  роду вхъ  спеціальности.
         Какое  громадвое  и  благотворвое  вліяніс  имѣло  въ  это  время
     педагогическое  общество,  душою и  вдохновителемъ котораго  былъ
     главвымъ  образомъ  Ушинскій,  можво  видѣть между прочимъ изъ
     того,  что  самыя  дѣльныя руководства и  учебпыя  пособія по  всѣмъ
     предметамъучебнагокурсапоявлялисьвъсвѣтъили  въ концѣ 60-хъ
     годовъ (съ  1867 по 1870 г.), когда Ушинскіп  принималъ непосред-
     ствевное учасііе въ обществѣ, или  въ  пачалѣ  70-хъ годовъ, когда
     были  свѣжи  ещс великія  традпціи  Ушинскаго въ русской педаго-
     гической  средѣ.  Если  вы дадите себѣ  трудъ перечислить всѣ наи-
     болѣе  взвѣстныя и ѵважаемыя  выпѣшнія  нсдагогическія  силы,—
     они окажутся состоящими почти поголовно изъ тѣхъ лицъ,  которыл
     пли  только-что  начинали  пріобрѣтать  нѣкоторую  иедагопіческую
     извѣстность,  илп впервыевыстуиаля на педагогическое  поприіцевъ
     исходѣ  60-хъ годовъ.  И  память  не подсказываетъ намъ между ними
     іш одного сколько-нибудьвыдающагося педагога,которыіінебылъ-бы
     сочлсномъ  общества,  не  принималъ  бы  участія  въ  его  великоіі
     самодѣятельной  работѣ,  имѣвшей  такое громадное воспитателыюс
     значеніс для  всей  обширной  русской педагогичсской  семыі.  То,  что
     творилосьвъ петербѵргскомъ педагогическомъ обіцествѣ,разносилось
     ио  всей  Россіи,  вдохновляло  пров.инціэлі ныхъ  ея  работниковъ и
     руководило ими. Благодаря этому руководящему центру, они чувство-
     вали  общность и  цѣльность  педагогвческвхъ интересовъ.  Это под-
     держивало  въ нихъ интересъ къ педагогическому  труду,  увлекало
     высокою идейною  стороною  этой трудной  дѣятельности.
         Не занимая никакого оффиціальваго недагогическаго положевія,
     Ушинсвіи тѣмъ  не менѣе,  черезъ посредство педагогическаго  обще-
     ства, сталъ центромъ  тяготѣнія всей  ледагогической дѣятельности
     въ Россіи.  Строго  говоря,  это— самая  кипучая, бурная и  произво-
      дительная пора въ жизни  Ушипскаго, когда  педагогическій  автори-
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69