Page 62 - 000199_000009_003633905
P. 62

Безсильный  отстоять свою  кпигу,  г. Филоеовъ просто  написалъ до-
    носъ  на книги  Ушинскаго:  «Дѣтскій  Міръ»  и  «Родное Слово»,  об-
    виняя  ихъ  въ  анти-религіозномъ  направленіи.  Ушинскій  не  удо-
    стоилъ даже  отвѣта эту  очевидную для  всѣхъ  клевету...  Разбирая
    книгу  гг.  Филонова и  Радонежекаго,  Ушинскііі  не нмѣлъ  въ виду
    рѣшительно  никакихъ  личныхъ  счетовъ  н  цѣлеіі.  Онъ  желалъ
    только разсѣять тотъ мракъ,  тѣ допотопныя  попятія  въ  отвошеніи
    воспитанія,  которыми  московскіе журналисты все  еще продолжали
    наводнять  Россію, несмотря  на болѣе  чѣмъ десятилѣтній  уже  бла-
    гопріятный  поворотъ въ русскомъ обществееномъ мнѣніи— исклю-
     чительно  подъ вліявіемъ  Ушинскаго.

        К. Д. Ушинскій тяготился продолжительною жизныо за-границей,
    не  соотвѣтствовавшей ни его порывамъ работать иа пользу русскаго
    школьнаго  дѣла,  ни  его  взглядамъ  на  воспитавіе  подроставшихъ
    своихъ  дѣтей,  которыхъ онъ желалъ учить  вепремѣнно  въ Россіи,
    въ кругу  русскихъ  дѣтей,  считая  безусловно  вреднымъ  исключи-
    тельное  заграничное  воспитаніе.  Поэтому,  почувствовавъ  возста-
    новленіе  своихъ  силъ,  онъ  цемедленно  перебрался  съ  семьею  въ
    Петербургъ,  въ  1867  году.
        Здѣсь  съ какою-то  лихорадочною торопливостью  предался  онъ
    кипучей,разнообразнойдѣятельности.0брабатывая «Педагогическую
    антропологію»,  занимаясъ подготовленіемъ  третьяго года  «Родного
     Слова»,  онъ  былъ вмѣстѣ  съ тѣмъ  увлеченъ и  мыслью  о  иримѣне-
    ніи въ Россіи  всѣхъ тѣхъ новыхъдля нея  педагогическихъ началъ,
     которыя  выработалъ за-границей  путемъ  продолжительеаго  наблю-
    денія,  большой научной  подготовки  и размышленія.  Съ этой цѣлью
     онъ сталъ дѣятельно  посѣщать  нетербургское  педагогическое  обще-
     ство  (при  второй  гимназіи).  Внося  собственные  рефераты,  при-
     нимая  участіе  въ  обсуждевіи  рефератовъ  другйхъ  членовъ,  онъ
     немедлевно  выдвинулся, какъ  одинъ изъ самыхъ  энергическихъ и
     авторитетныхъ членовъ общества и сталъдушою его. Довольно вялая,
     безличная  прежде  дѣятельность  педагогаческаго  общества  сильно
     оживилась.  И  это  было  очень  важно,  такъ какъ пора стояла горя-
     чая.  Нарождались народныя школы и учвтельскія  семинаріи; только
     что  складывалась  ягизнь  женскихъ  гимназій;  назрѣвала  реформа
     среднихъ  учебныхъ  заведеній,  такъ-называемая  нынѣшвяя клас-
     сическая  система  образованія.  На  все  это  горячо и  дѣльно  стало
     отзываться  столичное  педагогическое  общество,  если  не всегда по
     личному почину  Ушинскаго, то  обязательно при энергическомъ его
     участіи  и  руководствѣ.  Именно  благодаря  главнымъ образомъ ему,
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67