Page 65 - 000199_000009_003633905
P. 65
тетъ его достигъ наивысшей силы. Къ этому времепи относится
самая обширная переписка Ушинскаго и съ иностранными педаго-
гами, и съ земствами, и съ отдѣльными русскими педагогическими
дѣятелями, работавшими въ провинціи главнымъ образомъ по началь-
ному образованію.
Такъ напримѣръ, баронъ М. 0. Косинскій, бывшій директоромъ
одной изъ первыхъ земскихъ учительскихъ семинарій, въ Новгородѣ,
находился въ самыхъ оживленныхъ сношевіяхъ съ Ушинскимъ,
пользуясь его совѣтами и указавіями при организаціп новаго у
насъ дѣла. Очень дѣятельную переписку велъ Ушинскій съ баро-
номъ Н. А. Корфомъ, работавшимъ тогда въ Екатеринославской гу-
берніи но народному образованію. Ушинскаго очень живо интересо-
вало нарождавшееся у насъ въ то время народное образованіе,
главнымъ же образомъ отношеніе къ нему самаго крестьянства и
земства. Съ восторгомъ привѣтствовалъ .онъ сознательное отноше-
ніе крестьянъ къ потребности образованія для ихъ дѣтей, видя въ
этомъ лучшій залогъ для разумной и прочной постановки началь-
наго образованія и успѣшнаго его развитія, соотвѣтственно потреб-
ностямъ мѣстной жизни. Вотъ что, напримѣръ, говорилъ онъ въ
своей статьѣ «0 возникновенііі нашихъ народныхъ школъ», помѣ-
щенной въ «Народной Школѣ», Ѳ. Н. Мѣдвикова, въ 18.70 году:
«...Наша народная школа, какъ ни слабы еще до сихъ поръ ея
начатки, уже дѣйствительно начинается у насъ, и начинается еа-
мымъ ешеспгвеппымъ образомъ, изъ прямыхъ своихъ источни-
ковъ: изъ пониманія народомъ необходимости образованія для жизни
и изъ теплаго источника любви родителей къ дѣтямъ, которыхъ отцы
хотятъ приготовить къ жизни лучше той, какую они сами вели.
Какъ ни просто и какъ ни естественио такое начало народной школьт,
но оно не такъ обыкновеннно, какъ можетъ показаться, и необыкно-
венно именно потому, что слишкомъ просто и естественно. Человѣкъ
только въ рѣдкихъ случаяхъпопадаетъ на прямой путь; поболыпей
же части онъ долго колеситъ вокругъ п около, прежде чѣмъ при-
детъ къ тому, что просто и естественно. Страннымъ можетъ пока-
заться, если мы скажемъ, что наша только что зарождающаяся
народная школа стоигь на той прямой дорогѣ, къ которой едва въ
самое иослѣднее время начинаетъ приближаться народное образова-
ніе въ нѣкоторыхъ западныхъ государствахъ, далеко обогнавшихъ
насъ въ этомъ дѣлѣ, но между тѣмъ это дѣйствительно такъ.>
Въ видахъ наиболѣе успѣшнаго и плодотворнаго развитія на-
роднаго образованія, Ушинскій энергически ратовалъ въ пользу
возможно большей свободы въ этомъ дѣлѣ мѣстныхъ органовъ обще-