Page 48 - 000199_000009_003633905
P. 48

ніе  съ  которымъ  можетъ  возвысить,  укрѣпить  и  окрылить  духъ
      другого.  Ботъ почему  въ  другомъ  своемъ письмѣ изъ Гейдельберга
      онъ говоршъ о  ІІироговѣ:  «Наконецъ-то  мы  имѣеыъ  поереди  насъ
      человѣка,  на  котораго  съ гордостыо можно указать нашимъдѣтямъ
      и вну камъ, и по безукоризненнои дорогѣ котораго можемъ вести смѣло
      наши молодыя  иоколѣнія.  Теперь нашамолодежьсмотритънаэтотъ
      образъ— и будущность нашего отечества будетъобезпечена».
          Нужно замѣтпть, что  Ушйнскіи,  несмотря  на  большую  общи-
      тельность, былъ вмѣстѣ съ тѣмъ оченъ скупъ, чрезвычайно разбор-
      чивъ на дружбу,  тѣсное  сближеніе  съ  людьми.  Въ Пироговѣ онъ
      чрезвычайно  высоко  ставилъ  сочетапіе  медидинскаго генія  съ вы-
      сокимъ  педагогическимъ  дарованіемъ и  цѣльностыо  нравственной
      личности, неспособностью на покладистость и сдѣлки  со своею  совѣ-
      стыо.  II  Ушинскій  былъ  нравъ,  что сго  такъ  манило  въ Гейдель-
      бсргъ,  къ Пирогову.  Никто не  въ состояніи  былъ бы такъ быстро
      и  рѣиштельно  уврачевать  мучительныхъ  душевныхъ ранъ Ушин-
      скаго,  какъ сдѣлалъ это  Пироговъ.  Подъ вліявіемъ обшенія и сбли-
      женія съ нимъ,  Ушинскііі  быстро  воспрянулъ  и окрѣпъ духомъ,—
      съ удвоенною  энергіей  и  дихорадочною торопливостью  принялся за
      научную разработку,  такъ сказать.  основныхъ иорнеіі и  верпшнъ
      недагогическаго дѣла,  что и иослужило  блестяіцимъ  заключеніемъ
      славной, безсмертноіі его лнтературно-педагогической дѣятельности.


         Поселнвшись  въ  Швеііцаріи,  Ушинскін  дѣятельно принялся за
      нзученіе пікольнаго  ея  устроііства, главнымъ жеобразомъ— народ-
      ныхъ школъ,  учвтельскихъ  семннарШ  н  жепскихъ учебныхъ заве-
      деній.  Резѵльтатомъ  этого  изученія  былъ  рядъ  его  «Писемъ  изъ
      Шнейдаріи»  (т. е. семьдовольно объемистыхъ статей), печатаніе ко-
      торыхъ, подъ общнмъ заглавіемъ:«Иедагогическая ноѣздка по ІІІвей-
      даріи»,  началось съ конда  1862  года.
         Болыную  пользу  нрішесли  эти  «Письма»  русскому  обществу.
      Разбирая иоложсніе іикольшіго дѣла въ Швейдаріи, Ушинскій этимъ
      самымъ  освѣщалъ и разныя  стороны  пашего школьнаго дѣла, доза-
      конодательства  вклгочитсльно.  Освѣщсніс  это  производило  тѣмъ
      болыпее  г.иечатлѣніе,  что  Уіішнскій  вовсс  не  восторгался  піиоль-
      нымъ дѣломъ въ Швсіщаріи,  ананротивъ  серье;шо,съ полнымъно-
     -нимавісмъ дѣла, разбнралъ  его. Этимънутемъ онъ оченг» удачно под-
      черкивалъ тѣ  задачи  и  цѣліі,  къ которымъ должно  стремиться род-
      ное. наше  школьное дѣло, п тѣ срсдства, которымя ножно достигать
      намѣченныхъ дѣлеіі.  Такимъ образомъ  апалпзъ школьнаго дѣла въ
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53