Page 48 - 000199_000009_003633905
P. 48
ніе съ которымъ можетъ возвысить, укрѣпить и окрылить духъ
другого. Ботъ почему въ другомъ своемъ письмѣ изъ Гейдельберга
онъ говоршъ о ІІироговѣ: «Наконецъ-то мы имѣеыъ поереди насъ
человѣка, на котораго съ гордостыо можно указать нашимъдѣтямъ
и вну камъ, и по безукоризненнои дорогѣ котораго можемъ вести смѣло
наши молодыя иоколѣнія. Теперь нашамолодежьсмотритънаэтотъ
образъ— и будущность нашего отечества будетъобезпечена».
Нужно замѣтпть, что Ушйнскіи, несмотря на большую общи-
тельность, былъ вмѣстѣ съ тѣмъ оченъ скупъ, чрезвычайно разбор-
чивъ на дружбу, тѣсное сближеніе съ людьми. Въ Пироговѣ онъ
чрезвычайно высоко ставилъ сочетапіе медидинскаго генія съ вы-
сокимъ педагогическимъ дарованіемъ и цѣльностыо нравственной
личности, неспособностью на покладистость и сдѣлки со своею совѣ-
стыо. II Ушинскій былъ нравъ, что сго такъ манило въ Гейдель-
бсргъ, къ Пирогову. Никто не въ состояніи былъ бы такъ быстро
и рѣиштельно уврачевать мучительныхъ душевныхъ ранъ Ушин-
скаго, какъ сдѣлалъ это Пироговъ. Подъ вліявіемъ обшенія и сбли-
женія съ нимъ, Ушинскііі быстро воспрянулъ и окрѣпъ духомъ,—
съ удвоенною энергіей и дихорадочною торопливостью принялся за
научную разработку, такъ сказать. основныхъ иорнеіі и верпшнъ
недагогическаго дѣла, что и иослужило блестяіцимъ заключеніемъ
славной, безсмертноіі его лнтературно-педагогической дѣятельности.
Поселнвшись въ Швеііцаріи, Ушинскін дѣятельно принялся за
нзученіе пікольнаго ея устроііства, главнымъ жеобразомъ— народ-
ныхъ школъ, учвтельскихъ семннарШ н жепскихъ учебныхъ заве-
деній. Резѵльтатомъ этого изученія былъ рядъ его «Писемъ изъ
Шнейдаріи» (т. е. семьдовольно объемистыхъ статей), печатаніе ко-
торыхъ, подъ общнмъ заглавіемъ:«Иедагогическая ноѣздка по ІІІвей-
даріи», началось съ конда 1862 года.
Болыную пользу нрішесли эти «Письма» русскому обществу.
Разбирая иоложсніе іикольшіго дѣла въ Швейдаріи, Ушинскій этимъ
самымъ освѣщалъ и разныя стороны пашего школьнаго дѣла, доза-
конодательства вклгочитсльно. Освѣщсніс это производило тѣмъ
болыпее г.иечатлѣніе, что Уіішнскій вовсс не восторгался піиоль-
нымъ дѣломъ въ Швсіщаріи, ананротивъ серье;шо,съ полнымъно-
-нимавісмъ дѣла, разбнралъ его. Этимънутемъ онъ оченг» удачно под-
черкивалъ тѣ задачи и цѣліі, къ которымъ должно стремиться род-
ное. наше школьное дѣло, п тѣ срсдства, которымя ножно достигать
намѣченныхъ дѣлеіі. Такимъ образомъ апалпзъ школьнаго дѣла въ