Page 44 - 000199_000009_003633905
P. 44

ваніями, онъмечталъорядѣ посдѣдующпхъ,  чтобы поставить  обще-
     образовательеый  курсъ среднихъ женскпхъ учебныхъ заведеній  на
     одномъ уровнѣ съ мужскпми.  ІІоложивъ  начало  спеціальному иеда-
      гогическому образованію 5кенщиіі'ь,оиъ нодумывалън одругихъсред-
      ствахъ,  чтобы  облегчить  образованнымъ руссиимъ ягенщпиамъ  пе-
     реходъ къ пнымъ родамътрудовоіі дѣятелыюсти. Эги сиѣлые, широ-
     кіе замыслы,  съ которымп X шиискій нодходилъ къ дѣлу болѣе 30-ти
     лѣтъ тому пазадъ, остаются въобласти проблемъ пдонашихъ днеп.
         Врагя Ушинскаго торжествовали побѣду, ио совершенио пеосно-
      вательно.  Нравда, со сцены  сошелъ реі|»орматоръ,  но ые погибла са-
     мая реформа.  Всѣ нововведенія  Ушинскаго  ие только  были  сохра-
     нены въ Смольпомъ ішстптутѣ,  ио п  лолучили  распростравеніе  на
     другіе  женскіе  инстптуты  имперіи.  ІІмеано  по  мысли  Ушпнскаго,
     хотя  уже п  послѣ его ухода  (12-го  анрѣля  1862  года),  было  раз-
     рѣшено  отпускать  воспитапннцъ  пнститутовъ  къ роднымъ  на  ка-
     никулы и болыпіе праздники.  Это значительно парализовало цреж-
     ніоіо оторваиность  ішститутокъ  отъ  родного  дома  и  окончательио
     уничтожило  крайне  вредную  ішститутскую замкнутость  и  пзоли-
     рованность,порождавшую  совершенно  превратныя,  фантастаческія
     иредставленія  о дѣйствительной жизпи.
         Короче  говоря, длинныіі  рядъ  поколѣній  русскихъ жеищинъ,
     ирошедшпхъ  черезъ  пнституты  съ начала  60-хъ  годовъ,  исклю-
     чительно  Ушинскому  обязанъ  лучшими  условіями  образованія  и
     воспитанія, направленными главнымъ образомъ къ уничтоягенію фи-
     зическаго и нравственнаго  порабоіценія женщинъ, иакоторое обре-
     кала большинство ихъ прежняя  ннститутсвая  еистема воспатанія.
         Велика  заслуга Ушинскаго въ этомъ отношеніп,  по  велика-же
     п жертва съ его  стороны.  Дорого  заплатплъ  опъ за такоіі  уснѣхъ
     дѣла:  онъ купплъ его іючтп цѣною собственной  жнзни!..



                                   У].
                 Научно-педагогическая  дѣятельность.
     Редактнрованіе  К.  Д.   У ш ш іс л іш ъ   ^Журиала  Мишіст. Народн. Просвѣщенія>  и
     лріічшіы  откага  отъ  ]>едаі;торства.  — Лребываніо  за-граішцеіі;  сблишеніе  съ
     II.  II.  Ппроговымъ.— ѵііедагогическаіі  ішѣадка  по  Швейцаріц»;  значеиів  его
     «Писемъ»  ддя  русскаго  школыіаго  дѣла. — еРодпое  слоио»,  его  осиЗенности  ц
     аначеніе.— « ІІедагогическаа  антроішдогія»,  какъ  трудъ  единетвенный  въ  ие-
       дагогичеекой  литературѣ.— Осооеіпюе  вшіианіе  ц  дозѣріе  къ  Ушинскому.
         Въ то  саыое  время,  когда  въ  одиомъ  вѣдомствѣ  Ушинскаго
     забрасывали доносами, кавъ ненавистнаго реформатора, мѣшавшаго
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49