Page 44 - 000199_000009_003633905
P. 44
ваніями, онъмечталъорядѣ посдѣдующпхъ, чтобы поставить обще-
образовательеый курсъ среднихъ женскпхъ учебныхъ заведеній на
одномъ уровнѣ съ мужскпми. ІІоложивъ начало спеціальному иеда-
гогическому образованію 5кенщиіі'ь,оиъ нодумывалън одругихъсред-
ствахъ, чтобы облегчить образованнымъ руссиимъ ягенщпиамъ пе-
реходъ къ пнымъ родамътрудовоіі дѣятелыюсти. Эги сиѣлые, широ-
кіе замыслы, съ которымп X шиискій нодходилъ къ дѣлу болѣе 30-ти
лѣтъ тому пазадъ, остаются въобласти проблемъ пдонашихъ днеп.
Врагя Ушинскаго торжествовали побѣду, ио совершенио пеосно-
вательно. Нравда, со сцены сошелъ реі|»орматоръ, но ые погибла са-
мая реформа. Всѣ нововведенія Ушинскаго ие только были сохра-
нены въ Смольпомъ ішстптутѣ, ио п лолучили распростравеніе на
другіе женскіе инстптуты имперіи. ІІмеано по мысли Ушпнскаго,
хотя уже п послѣ его ухода (12-го анрѣля 1862 года), было раз-
рѣшено отпускать воспитапннцъ пнститутовъ къ роднымъ на ка-
никулы и болыпіе праздники. Это значительно парализовало цреж-
ніоіо оторваиность ішститутокъ отъ родного дома и окончательио
уничтожило крайне вредную ішститутскую замкнутость и пзоли-
рованность,порождавшую совершенно превратныя, фантастаческія
иредставленія о дѣйствительной жизпи.
Короче говоря, длинныіі рядъ поколѣній русскихъ жеищинъ,
ирошедшпхъ черезъ пнституты съ начала 60-хъ годовъ, исклю-
чительно Ушинскому обязанъ лучшими условіями образованія и
воспитанія, направленными главнымъ образомъ къ уничтоягенію фи-
зическаго и нравственнаго порабоіценія женщинъ, иакоторое обре-
кала большинство ихъ прежняя ннститутсвая еистема воспатанія.
Велика заслуга Ушинскаго въ этомъ отношеніп, по велика-же
п жертва съ его стороны. Дорого заплатплъ опъ за такоіі уснѣхъ
дѣла: онъ купплъ его іючтп цѣною собственной жнзни!..
У].
Научно-педагогическая дѣятельность.
Редактнрованіе К. Д. У ш ш іс л іш ъ ^Журиала Мишіст. Народн. Просвѣщенія> и
лріічшіы откага отъ ]>едаі;торства. — Лребываніо за-граішцеіі; сблишеніе съ
II. II. Ппроговымъ.— ѵііедагогическаіі ішѣадка по Швейцаріц»; значеиів его
«Писемъ» ддя русскаго школыіаго дѣла. — еРодпое слоио», его осиЗенности ц
аначеніе.— « ІІедагогическаа антроішдогія», какъ трудъ единетвенный въ ие-
дагогичеекой литературѣ.— Осооеіпюе вшіианіе ц дозѣріе къ Ушинскому.
Въ то саыое время, когда въ одиомъ вѣдомствѣ Ушинскаго
забрасывали доносами, кавъ ненавистнаго реформатора, мѣшавшаго