Page 45 - 000199_000009_003633905
P. 45
туиеядцамъ-рутииерамъ жить сиокоііио и будившаго ихъ къ раз-
умиой дѣятельиости, въ другомъ учебиомъ вѣдоаствѣ, мииистер-
ствѣ народиаго просвѣщенія, дѣятельиость Ушиискаго цѣиили очеиь
высоко, Въ 1860 году, т. е. еще въ бытиость Ушиискаго инсііек-
торомъ Смольнаго института, соетояшпііі въ то время миийстромъ
народнаго просвѣщенія А. В. Головиинъ задумалъ кореннымъобра-
зомъ преобразовать «Журналъ Мииистерства Народааго Просвѣще-
иіа>. Въ виду наступившихъ реформъ въ областм просвѣщенія, ми-
иистръ желалъ сдѣлать названный журналъ органомъ разработки,
обсужденія и разъясиенія всѣхъ вообще педагогическахъ воиро-
совъ. Выборъ миішстра палъ на Ушинскаго, какъедииственно под-
ходящаго для этой цѣли редактора,— и онъ вполнѣ онравдалъ воз-
лагавшіяся на него надежны.
Вносить жизнь вездѣ, гдѣ Ушинскій ирплагалъ свой трудъ,—
было особенностыо его даровитои энергическоіі натуры. Создавъ
изъ безжизненнаго Смольнаго ^монастыря» живое учебно-воспита-
тельное заведеніе, въ которомъ и учащіе, и учащіяся съ увлече-
ніемъ отдавались труду, Ушинскій сдѣладътоже исъ <Журн. Мин.
Народн. Просвѣщенія». Съ полованы 1860 года этотъ журналъ, быв-
шій прежде сухимъ, оффиціальнымъ сборникомъ нравительствен-
ныхъ распоряженіа и случайныхъ сиеціальныхъ статей о предме-
тахъ, накого ые иитересуюпщхъ, — совершенно преобразился, за-
нявъ видное мѣсто, какъ чуткій, отзывчивый педагогическій жур-
налъ, руководящій общественнымъ мнѣніемъ по всѣмъ очереднымъ
вопросамъ и текуіцимъ событіямъ въ области просвѣщенія. Ііечать
стала считаться съ мнѣніями безвѣстнаго, безличнаго ирежде жур-
нала. Общество начало прислушиваться къ нему. Для вепосред-
ственныхъ же дѣятелей по министерству просвѣіценія журналъ
былъ незамѣнимымъ истолкователемъ очередныхъ вопросовъ, за-
дачъ, цѣлей п средствъ къ осуществленію ихъ.
Особенно выдѣлялись въ журналѣ статьи самого Ушинскаго,
обращавшія на себя большое вниманіеобществаивозбудавшіяпро-
должительньіе дебаты въ печати. Въ видѣ примѣра, остановимся
лишь на слѣдующахъ его статьяхъ.
«.Трудъ въ его психаческомъ и воспитательномъ значеніи»—
это блестящій философско-педагогаческій трактатъ. Рядомъ фак-
товъ и положеній Ушинскій доказалъ въ немъ, что <безъ личнаго
труда человѣкъ не можетъ идти впередъ, не можетъ оставаться на
одномъ мѣстѣ, но должепъ идти назадъ». 'Грудъ сдѣлался <довер-
шительнымъ закономъ человѣческой природы, тѣлесной идуховной,
и человѣческой жизни на землѣ, отдѣльной п въобществѣ, необхо-