Page 10 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 10

чтобы  легче  противодѣйствовать  вреднымъ  вліяні-  ное  выстрайваніе  въ  ряды  и  продѣлываніе  воин-
 ямъ  природныхъ  и  общественныхъ  условій  на  ор-  скихъ  артикуловъ—вотъ  жалкое  подобіе  физиче-
 ганизмъ.  Англичане,  какъ и древніе,  ставятъ  очень  скихъ  упражненій, принятыхъ въ  нашихъ  среднихъ
 высоко  физическую  сторону  воспитанія,  и  въ  об-  учебныхъ  заведеніяхъ.  Объ  играхъ  же  для  дѣтей
 ществѣ  прочно  укоренилось  убѣжденіе  въ  могу-  младшаго  и  старшаго  возраста  здѣсь  уже  и  гово-
 щество  практикуемыхъ  здѣсь  методовъ  и  вырабо-  рить  нечего;  —  и  нѣтъ  нцчего  организованна™,
 талось  довѣріе  къ  школѣ.  дѣти  просто  бѣгаютъ  во  время перемѣны,  длящейся
 До  какой  степени  англичанинъ дорожить  своей  всего  полчаса,  по двору, устраиваютъ  баталш,  под-
 школой,  доказываетъ  слѣдующій  фактъ. - Однажды   биваютъ  другъ'  другу  глаза,  носы,  въ  лучшемъ
 во  время  игры  въ  фут-боалъ  (ножной шаръ)  одинъ  случаѣ  играютъ  въ  чехарду;  о  крокетѣ,  лаунъ-тэ-
 изъ  игравщихъ мальчиковъ былъ убитъ  попавшимъ  нисѣ  и  помину  нѣтъ.  Много  ли  пользы  можетъ
 въ  него  шаромъ.  Въ  нѣкоторыхъ  газетахъ  появи-  дать  это  безсистемное,  безпорядочное  бѣганіе  по
 лись  скоро  жалобы  на  современную  школьную  си-  двору  въ  теченіе  получаса,  подъ  наблюденіемъ
 стему,  ведущую  къ  несчастнымъ  случаямъ.  Тогда  строгаго  aprjrca  гимнастической  дисциплины—клас-
 отецъ  убитаго  ученика—это  былъ  единственный  снаго  надзирателя?  Конечно,  нѣтъ.
 сынъ—написалъ  протестъ  противъ  этихъ нападокъ,   Дѣти  остаются  хилыми,  слабыми,  блѣдными,
 указывая  на  то,  что  этотъ  несчастный  случай  не  малокровными,  страдаютъ  головными  болями;  нерв-
 долженъ  дискредитировать  англійскую школу,  даю-  ная неуравновѣшенность,  чрезмѣрная  впечатлитель-
 щую  обществу  здоровыхъ  и  развитыхъ  гражданъ.  ность  или,  напротивъ,  вялость  и  неподвижность,—
 Англія  дѣйствительно  можетъ  гордиться  тѣмъ,  съ  которыми  должна  была  бы  бороться  школа,
 что  сила,  трзщолюбіе, выносливость  и независимость   продолжаютъ  такимъ  образомъ  прогрессировать  и
 характера,  гармонія  между разсудкомъ  и чувствомъ   кладутъ  специфическій отпечатокъ  на  организащю
 составляютъ  въ  значительной  степени  результаты  подростающаго  поколѣнія. Пора,  наконецъ,  внести
 раціональной  и  тщательной  постановки  англійской  лучъ  свѣта  въ  дѣло  школьнаго  воспитанія,  пора
 школы.  Мы  далеко  не  можемъ  похвалиться  поста-  покончить  съ  старыми  рутинными  воззрѣніями  и
 новкой  физическаго  воспитанія  въ  нашей  школѣ.  пріемами,  обнаружившими  полную  несостоятель-
 Мы  еще  не достаточно  прониклись  сознаніемъ  всей  ность  и  несоотвѣтствіе  съ  требованіями  жизни,
 важности,  которую  имѣетъ  для  блага  подростаю-  пора  подумать  объ  опасности  физическаго  истоще-
 щаго  поколѣнія  правильное  физическое развитіе  въ  нія  и  рука  объ  руку  съ  нимъ  идущаго  духовнаго
 семьѣ  и  школѣ.  вырожденія,  которая  угрожаетъ  обществу,  отъ  не-
 Система  нашего  школьнаго  воспитанія  отли-  раціональной  постановки  физическаго  воспитанія.
 чается  отсталостью,  физическія  упражненія  и  игры  Къ  счастію,  существуетъ  надежда, что  при пред-
 составляютъ  лишь  придатокъ  къ  школьной  про-  стоящемъ  переустройствѣ  русской  школы  будетъ
 граммѣ;  полное  отсутствіе  плана,  организаціи;  пол-  обращено  серьезное  вниманіе  на  физическое  раз-
 ная  произвольность  въ  вьіборѣ  метода, — таковы   витіе.  Послѣднее  должно  начинаться  еще  дома, до
 основныя  черты,  характеризующая  дѣло  физиче-  вступленія  ребенка  въ  школу,  уже  въ  семьѣ  дол-
 скаго  воспитанія  у  насъ.  Гимнастическія  безпоря-  женъ  быть  положенъ  фундаментъ  физическаго  вос-
 дочныя  упражненія  въ  нашихъ гимназіяхъ,  не  раз-  питанія.  Семья  должна быть преддверіемъ  школы  и
 считаны  на возрастъ,  какое-то  смѣшное  кувырканіе,  физическое  развитіе должно начинаться съ  первыхъ
 лазанье  на  шестахъ,  затѣмъ  всякое  выкидываніе  же  шаговъ  ребенка,  мѣняя  его  соотвѣтственно
 рукъ  и  ногъ,  повороты  направо  и  налѣво,  потѣш-  возрасту  послѣдняго. Дѣтскія  игры,  систематически
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15