Page 14 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 14

ности.  Игры  имѣли  по  этому  у  грековъ  вполні;  достатокъ  сознавали  въ  то  время  многіе  выдающі-
 національный  характеръ,  и даже  цари  и  философы  еся  мыслители.  Такъ,  Монтень  въ  одномъ  изъ
 принимали  въ  нихъ  участіе.  своихъ  сочиненій  выражаетъ  желаніе,  чтобы  игры
 Извѣстно,  съ  какимъ  интересомъ  слѣдилъ  за  и  упражненія,  бѣгъ,  борьба,  фехтоваше  и  танцы
 дѣтскими  играми  великій  аѳинскій  философъ  Со-  входили въ  программу  образования, ибо,  объясняетъ
 крати,  творецъ  этической  философіи  въ  Элладѣ.  онъ,  мы  должны  развивать  не  одну  душу  и  не
 Онъ  даже самъ  не считалъ унизительнымъ  наравнѣ  одно  тѣло,  a  человѣка, не  разъединяя  его  на  двое.
 съ  отроками  и  юношами  бросать  дискъ,  бѣгать  Англійскій  философъ,  напоминая  о  правилѣ  древ-
 взапуски  и  метать  копье  на  открытой  площади  нихъ  „Mens  sana  in  corpore sano",  ратѵетъ  за  не-
 Аѳинъ.  На  олимпійскихъ  же  играхъ,  происходив-  обходимость гармоническаго соотношенія  между фи-
 шихъ  черезъ  каждый  7 лѣтъ,  стекался  весь  цвѣтъ  зическимъ  и  умственнымъ  развитіемъ.
 греческой  земли,  и  побѣдитель  становится  націо-  Знаменитый  Руссо,  скорбѣвшш  о томъ,  что  че-
 нальнымъ  героемъ. Благодѣтельное  дѣйствіе  такой  ловѣчество  удалилось  отъ  природы, горячо  пропо-
 системы  воспитанія  проявилось  въ  томъ  могущест-  вѣдывалъ  тѣлесныя  упражненія,  указывая  на  при-
 венномъ  развитіи  науки,  литературы  и  искусства,  мѣръ  древнихъ  грековъ.  Только  въ  началѣ  Ä1A
 которое  поставило  Аѳины  во  главѣ древняго  міра.  столѣтія  вопросы  физическаго  воспитанія,  подъ
 Если  Аѳины  одно  время  имѣли  военную  и  ду-  вліяніемъ  Песталлоци,  снова начинаютъ  привлекать
 ховную  силу  въ  Греціи,  то  въ  значительной  сте-  вниманіе  общества.  Въ  теченіе  этого  столѣтія  нѣ-
 пени  онѣ  были  обязаны  этимъ своей  школѣ,  гото-  сколько  системъ  смѣнили другъ друга въ  1 ерманш
 вившей  физически  и  умственно  зрѣлыхъ  и  здоро-  и  Швейцаріи;  въ  настоящее  время  въ  основаніе
 выхъ  гражданъ.  физическаго  воспитанія  положена система  шведской
 Римляне  тоже  удѣляли  много  вниманія  тѣлес-  гимнастики.  Что  касается  дѣтскихъ  игръ,  то  онѣ
 нымъ  упражненіямъ,  но  не  столько,  сколько  греки;  различны,  въ  зависимости  отъ  этнографическихъ
 они  смотрѣли  на  упражненія  только  какъ  на  спо-  особенностей  каждой  страны.  Мнопя  игры  при-
 собъ  увеличенія  силы,  но  они  вовсе  не  преслѣдо-  годны,  конечно,  и  для  русскихъ,  и  для  нѣмцевъ, и
 вали  того  идеала  красоты,  къ  которому  стреми-  для  французовъ.  Нѣкоторыя  же  игры  выросли  на
 лись  греки.  специфической  почвѣ  того  или  другого  народа,  и
 Въ  средніе  вѣка,  въ  эпоху  феодализма  и рыцар-  могутъ  быть  пересажены  на  другую  почву  съ  нѣ-
 ства,  характеризующуюся  пренебрежительнымъ  от-  которыми  измѣненіями.  Больше всего  игръ  въ  Ан-
 ношеніемъ  къ  тѣлу и мистическим.ъ  направленіемъ  піи,  приближающейся  по  постановкѣ  физическаго
 духа,  физическое  развитіе  не  пользовалось  доста-  воспитанія  къ  древней Греціи.  Англшскія  артисти-
 точнымъ  вниманіемъ. Впрочемъ  существовали  упра-  ческія  игры  получили  широкое  распространена  и
 жненія  для  развитія  физическихъ  силъ  въ  видѣ  въ  другихъ  странахъ,  и  начинаютъ  прививаться  и
 турниров !,;  но  собственно говоря  они  имѣли цѣлыо   у  насъ.  Въ  настоящее  время  существуетъ  безчи-
 -
 научить  .юношей  обращаться  съ  оружіемъ,  да  и  стенное  множество  игръ, какъ  неподвижныхъ,  там,
 значеніе  ихъ  не  могло  быть  велико,  потому  что  и  подвижныхъ,  но  не  всѣ  онѣ  удовлетворяютъ -
 турниры  вѣдь  были  доступны  только  для  избран-  тѣчъ  условіямъ,  которыя  необходимо  соблюсти,
 ныхъ  смертныхъ,  но  не  для  широкихъ  массъ.  По-  чтобы  сдѣлать  игру  методомъ  физическаго  воспи-
 видимому,  были  въ  ходу  также  нѣкоторыя  игры.  танія.  Каковы  эти  условія,  будетъ  сказано  ниже.
 Въ  16  и  17  столѣтіяхъ  физическое  воспитаніе
 было  еще  въ  большемъ  пренебреженіи.  Этотъ  не-
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19