Page 13 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 13

ности.  Игры  имѣли  по  этому  у  грековъ  вполні;  достатокъ  сознавали  въ  то  время  многіе  выдающі-
          національный  характеръ,  и даже  цари  и  философы  еся  мыслители.  Такъ,  Монтень  въ  одномъ  изъ
          принимали  въ  нихъ  участіе.                     своихъ  сочиненій  выражаетъ  желаніе,  чтобы  игры
            Извѣстно,  съ  какимъ  интересомъ  слѣдилъ  за   и  упражненія,  бѣгъ,  борьба,  фехтоваше  и  танцы
          дѣтскими  играми  великій  аѳинскій  философъ  Со-  входили въ  программу  образования, ибо,  объясняетъ
          крати,  творецъ  этической  философіи  въ  Элладѣ.  онъ,  мы  должны  развивать  не  одну  душу  и  не
          Онъ  даже самъ  не считалъ унизительнымъ  наравнѣ  одно  тѣло,  a  человѣка, не  разъединяя  его  на  двое.
          съ  отроками  и  юношами  бросать  дискъ,  бѣгать  Англійскій  философъ,  напоминая  о  правилѣ  древ-
          взапуски  и  метать  копье  на  открытой  площади  нихъ  „Mens  sana  in  corpore sano",  ратѵетъ  за  не-
          Аѳинъ.  На  олимпійскихъ  же  играхъ,  происходив-  обходимость гармоническаго соотношенія  между фи-
          шихъ  черезъ  каждый  7 лѣтъ,  стекался  весь  цвѣтъ  зическимъ  и  умственнымъ  развитіемъ.
         греческой  земли,  и  побѣдитель  становится  націо-  Знаменитый  Руссо,  скорбѣвшш  о томъ,  что  че-
          нальнымъ  героемъ. Благодѣтельное  дѣйствіе  такой  ловѣчество  удалилось  отъ  природы, горячо  пропо-
          системы  воспитанія  проявилось  въ  томъ  могущест-  вѣдывалъ  тѣлесныя  упражненія,  указывая  на  при-
         венномъ  развитіи  науки,  литературы  и  искусства,  мѣръ  древнихъ  грековъ.  Только  въ  началѣ  Ä1A
          которое  поставило  Аѳины  во  главѣ древняго  міра.  столѣтія  вопросы  физическаго  воспитанія,  подъ
            Если  Аѳины  одно  время  имѣли  военную  и  ду-  вліяніемъ  Песталлоци,  снова начинаютъ  привлекать
         ховную  силу  въ  Греціи,  то  въ  значительной  сте-  вниманіе  общества.  Въ  теченіе  этого  столѣтія  нѣ-
         пени  онѣ  были  обязаны  этимъ своей  школѣ,  гото-  сколько  системъ  смѣнили другъ друга въ  1 ерманш
         вившей  физически  и  умственно  зрѣлыхъ  и  здоро-  и  Швейцаріи;  въ  настоящее  время  въ  основаніе
         выхъ  гражданъ.                                     физическаго  воспитанія  положена система  шведской
            Римляне  тоже  удѣляли  много  вниманія  тѣлес-  гимнастики.  Что  касается  дѣтскихъ  игръ,  то  онѣ
         нымъ  упражненіямъ,  но  не  столько,  сколько  греки;  различны,  въ  зависимости  отъ  этнографическихъ
         они  смотрѣли  на  упражненія  только  какъ  на  спо-  особенностей  каждой  страны.  Мнопя  игры  при-
         собъ  увеличенія  силы,  но  они  вовсе  не  преслѣдо-  годны,  конечно,  и  для  русскихъ,  и  для  нѣмцевъ, и
         вали  того  идеала  красоты,  къ  которому  стреми-  для  французовъ.  Нѣкоторыя  же  игры  выросли  на
         лись  греки.                                        специфической  почвѣ  того  или  другого  народа,  и
            Въ  средніе  вѣка,  въ  эпоху  феодализма  и рыцар-  могутъ  быть  пересажены  на  другую  почву  съ  нѣ-
         ства,  характеризующуюся  пренебрежительнымъ  от-    которыми  измѣненіями.  Больше всего  игръ  въ  Ан-
         ношеніемъ  къ  тѣлу и мистическим.ъ  направленіемъ   піи,  приближающейся  по  постановкѣ  физическаго
         духа,  физическое  развитіе  не  пользовалось  доста-  воспитанія  къ  древней Греціи.  Англшскія  артисти-
         точнымъ  вниманіемъ. Впрочемъ  существовали  упра-   ческія  игры  получили  широкое  распространена  и
         жненія  для  развитія  физическихъ  силъ  въ  видѣ   въ  другихъ  странахъ,  и  начинаютъ  прививаться  и
         турниров !,;  но  собственно говоря  они  имѣли цѣлыо   у  насъ.  Въ  настоящее  время  существуетъ  безчи-
                -
         научить  .юношей  обращаться  съ  оружіемъ,  да  и   стенное  множество  игръ, какъ  неподвижныхъ,  там,
         значеніе  ихъ  не  могло  быть  велико,  потому  что  и  подвижныхъ,  но  не  всѣ  онѣ  удовлетворяютъ -
         турниры  вѣдь  были  доступны  только  для  избран-  тѣчъ  условіямъ,  которыя  необходимо  соблюсти,
         ныхъ  смертныхъ,  но  не  для  широкихъ  массъ.  По-  чтобы  сдѣлать  игру  методомъ  физическаго  воспи-
         видимому,  были  въ  ходу  также  нѣкоторыя  игры.   танія.  Каковы  эти  условія,  будетъ  сказано  ниже.
            Въ  16  и  17  столѣтіяхъ  физическое  воспитаніе
         было  еще  въ  большемъ  пренебреженіи.  Этотъ  не-
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18