Page 13 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 13
ности. Игры имѣли по этому у грековъ вполні; достатокъ сознавали въ то время многіе выдающі-
національный характеръ, и даже цари и философы еся мыслители. Такъ, Монтень въ одномъ изъ
принимали въ нихъ участіе. своихъ сочиненій выражаетъ желаніе, чтобы игры
Извѣстно, съ какимъ интересомъ слѣдилъ за и упражненія, бѣгъ, борьба, фехтоваше и танцы
дѣтскими играми великій аѳинскій философъ Со- входили въ программу образования, ибо, объясняетъ
крати, творецъ этической философіи въ Элладѣ. онъ, мы должны развивать не одну душу и не
Онъ даже самъ не считалъ унизительнымъ наравнѣ одно тѣло, a человѣка, не разъединяя его на двое.
съ отроками и юношами бросать дискъ, бѣгать Англійскій философъ, напоминая о правилѣ древ-
взапуски и метать копье на открытой площади нихъ „Mens sana in corpore sano", ратѵетъ за не-
Аѳинъ. На олимпійскихъ же играхъ, происходив- обходимость гармоническаго соотношенія между фи-
шихъ черезъ каждый 7 лѣтъ, стекался весь цвѣтъ зическимъ и умственнымъ развитіемъ.
греческой земли, и побѣдитель становится націо- Знаменитый Руссо, скорбѣвшш о томъ, что че-
нальнымъ героемъ. Благодѣтельное дѣйствіе такой ловѣчество удалилось отъ природы, горячо пропо-
системы воспитанія проявилось въ томъ могущест- вѣдывалъ тѣлесныя упражненія, указывая на при-
венномъ развитіи науки, литературы и искусства, мѣръ древнихъ грековъ. Только въ началѣ Ä1A
которое поставило Аѳины во главѣ древняго міра. столѣтія вопросы физическаго воспитанія, подъ
Если Аѳины одно время имѣли военную и ду- вліяніемъ Песталлоци, снова начинаютъ привлекать
ховную силу въ Греціи, то въ значительной сте- вниманіе общества. Въ теченіе этого столѣтія нѣ-
пени онѣ были обязаны этимъ своей школѣ, гото- сколько системъ смѣнили другъ друга въ 1 ерманш
вившей физически и умственно зрѣлыхъ и здоро- и Швейцаріи; въ настоящее время въ основаніе
выхъ гражданъ. физическаго воспитанія положена система шведской
Римляне тоже удѣляли много вниманія тѣлес- гимнастики. Что касается дѣтскихъ игръ, то онѣ
нымъ упражненіямъ, но не столько, сколько греки; различны, въ зависимости отъ этнографическихъ
они смотрѣли на упражненія только какъ на спо- особенностей каждой страны. Мнопя игры при-
собъ увеличенія силы, но они вовсе не преслѣдо- годны, конечно, и для русскихъ, и для нѣмцевъ, и
вали того идеала красоты, къ которому стреми- для французовъ. Нѣкоторыя же игры выросли на
лись греки. специфической почвѣ того или другого народа, и
Въ средніе вѣка, въ эпоху феодализма и рыцар- могутъ быть пересажены на другую почву съ нѣ-
ства, характеризующуюся пренебрежительнымъ от- которыми измѣненіями. Больше всего игръ въ Ан-
ношеніемъ къ тѣлу и мистическим.ъ направленіемъ піи, приближающейся по постановкѣ физическаго
духа, физическое развитіе не пользовалось доста- воспитанія къ древней Греціи. Англшскія артисти-
точнымъ вниманіемъ. Впрочемъ существовали упра- ческія игры получили широкое распространена и
жненія для развитія физическихъ силъ въ видѣ въ другихъ странахъ, и начинаютъ прививаться и
турниров !,; но собственно говоря они имѣли цѣлыо у насъ. Въ настоящее время существуетъ безчи-
-
научить .юношей обращаться съ оружіемъ, да и стенное множество игръ, какъ неподвижныхъ, там,
значеніе ихъ не могло быть велико, потому что и подвижныхъ, но не всѣ онѣ удовлетворяютъ -
турниры вѣдь были доступны только для избран- тѣчъ условіямъ, которыя необходимо соблюсти,
ныхъ смертныхъ, но не для широкихъ массъ. По- чтобы сдѣлать игру методомъ физическаго воспи-
видимому, были въ ходу также нѣкоторыя игры. танія. Каковы эти условія, будетъ сказано ниже.
Въ 16 и 17 столѣтіяхъ физическое воспитаніе
было еще въ большемъ пренебреженіи. Этотъ не-