Page 305 - 000199_000009_003613470
P. 305

С.  В.  ЕШЕВСКІЙ.                 293

    оставилъ  въ сторонѣ веселаго, женатаѵо Лютера-реформатора
    и,  насколько помню,  недостаточно ясно указалъ на причины,
    почему лютеранство получило характеръ религіи      образован-
    наго  меньшинства. Съ  понятнымъ неодобреніемъ представляя
    иконоборческія  и анабаптистскія движенія  въ Германіи XVI в.,
    профессоръ не объяснилъ ихъ появленія.      Вообще   за очер-
    ками лицъ  и развитіемъ  мысли терялись у него по.титическія
   и общественныя отношенія;     знакомя   пасъ   съ характерами
   гуманисто'въ и мистиковъ,   съ подробностями ученія послѣд-
   нихъ,  съ упадкомъ римской куріи    подъ вліяніемъ гуманизма,
   съ  ея вопіющими злоупотребленіямп,    Еудрявцевъ   не указы-
    валъ  ни устройства священной Римской имперіи,     ни взаим-
    наго отношенія   сословій. Словомъ, реформація    представля-
   лась  исключительно   религіознымъ  и умстиеннымъ иереворо-
   томъ,  а  не общественнымъ явленіемъ,   являлась  торжествомъ
   просвѣщенія   надъ невѣжествомъ. Можетъ быть,     такая куль-
   турная  точка зрѣнія  объясняется  отчасти и обстоятельствами
   того  времени; позднѣе Еудрявцевъ обратплъ      свою  мыслъ  и
   иа политическую сторону исторіи;    всѣмъ извѣстно,  что одно
   время  онъ  велъ  политическое обозрѣніе  въ «Русскомъ Вѣст-
   никѣ».   Но   во  всякомъ случаѣ   стихія  умственнаго движе-
   нія   постоянно  была  у  него преобладающею. Европейская
   цизилизація  неизмѣнно   казалась  ему верхомъ развитія.   От-

   сюда пропсходятъ и    его непониманіе русской исторіи,  и про-
    тиводѣйствіе славянофильской нартіи и, наконецъ, иерасполо-
    жеиіе  къ комедіи Островскаго,  такъ ярко  высказавшееся   въ
    его  статьяхъ  въ  «От. Зап.».  На русскую жизнь отъ смотрѣлъ
    съ отрицательной стороны, видѣлъ    въ  ея особенности одну
    только  дикость.  «Изученіе русской исторіи  совращаетъ лю-
   дей  съ прямаго пути», сказалъ онъ разъ мнѣ лично въ одномъ
    памятномъ для меня разговорѣ. Любя Россію отвлеченно, же-
    лая ей добра  по своему, непоколебимо благодушный, Еудряв-
    цевъ,  романтикъ  и  мистикъ по натурѣ,   относился даже   съ
    нѣкоторымъ,  какъ бы   несвойственнымъ ему,    ожесточеніемъ
    ко всему,  что  не  напоминало Европы. Знающіе   его повѣсти
   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310