Page 304 - 000199_000009_003613470
P. 304
292 0. В. ЕШЕВСКІЙ.
шавшаяся въ душѣ. этихъ двухъ великихъ личностей и завер-
шившаяся для одного переходомъ въ христіанство, для дру-
гаго отторженіемъ отъ Рима. Переходя къ изображенію внѣіи-
нихъ дѣйствій и отношеній къ явленіямъ, совершающимся въ
человѣческомъ обществѣ, а не въ душѣ человѣка, Кудряв-
цевъ уже не былъ такъ счастливъ, хотя и съ этой стороны
можно указать превосходныя страницы въ «Судьбахъ Ита-
ліи», гдѣ оиять-таки лучше всего выходитъ характеристика
папы Григорія Великаго. Типическимъ выраженіемъ особен-
ностей таланта Кудрявцева можетъ служить его книга: «Рим-
скія женщины по Тациту» и въ особенностиразборъ «Эдипа
царя». Эта статья, небольшая по объему, невольно останав-
ливаетъ вниманіе строинымъ раскрытіемъ психологическихъ
мотивовъ, лежащихъ въ глубинѣ Софокловой драмы. Я думаю,
что нигдѣ съ такою яркостью не вышли всѣ достоинства, и 7
можетъ быть, недостатки Кудрявцева: любя вдумываться
во всѣ оттѣнкп, онъ слишкомъ долго остапавливалъ читателя
на разъясненіи этихъ оттѣнковъ. Эта особенность придавала
его изложенію значительную долю неопредѣленности; съ дру-
гой стороны, мѣсто ііервоначальнаго образованія сообщило ему
нѣкоторую долю реторикп, отъ которой онъ не могъ до конца
вполнѣ освободиться^ онъ даже говорилъ довольно цвѣтисто,
чего никогда не замѣчали въ Грановскомъ.
Въ продолженіи нашего университетскаго курса Гранов-
скій постоянно чпталъ древнюю исторію, а среднюю и но-
вую они читали поочередно. Въ чтеніи ихъ была замѣтна
большая разница: курсъ Грановскаго (среднюю исторію мнѣ
удалось слушать и у того, и у другаго) былъ всегда закоп-
ченнымъ, ровнымъ во всѣхъ частяхъ; у Кудрявцева были
любимыя лица п любимыя эпохи, на которыхъ онъ останав-
ливался съ большею нодробностію и внося свое сочувствіе;
иногда при такомъ пзложепіи слишкомъ односторооне пред-
ставлялись историческія лица, они какъ-то обращались въ
представителей идеи. Такъ, слѣдя за борьбой, совершав-
шеюся въ душѣ Лютера-монаха, профессоръ совершенно