Page 304 - 000199_000009_003613470
P. 304

292                     0.  В.  ЕШЕВСКІЙ.

    шавшаяся   въ душѣ. этихъ двухъ   великихъ личностей и завер-
    шившаяся   для  одного переходомъ въ христіанство,   для дру-
    гаго отторженіемъ  отъ Рима. Переходя къ изображенію внѣіи-
    нихъ дѣйствій  и отношеній   къ явленіямъ, совершающимся въ
    человѣческомъ обществѣ,    а  не  въ душѣ человѣка,   Кудряв-
    цевъ уже   не былъ  такъ счастливъ,  хотя  и  съ этой стороны
    можно указать   превосходныя страницы     въ «Судьбахъ   Ита-
    ліи», гдѣ  оиять-таки лучше   всего  выходитъ характеристика
    папы Григорія   Великаго. Типическимъ выраженіемъ      особен-
    ностей таланта Кудрявцева    можетъ служить его книга: «Рим-
    скія  женщины  по Тациту»   и  въ особенностиразборъ «Эдипа
    царя».  Эта статья, небольшая    по объему, невольно останав-
    ливаетъ вниманіе   строинымъ раскрытіемъ    психологическихъ
    мотивовъ, лежащихъ въ глубинѣ Софокловой драмы.      Я думаю,
    что нигдѣ  съ  такою яркостью   не  вышли всѣ достоинства, и 7
    можетъ    быть,  недостатки Кудрявцева:    любя   вдумываться
    во всѣ оттѣнкп,  онъ  слишкомъ долго остапавливалъ читателя
    на разъясненіи  этихъ оттѣнковъ.   Эта особенность придавала
    его изложенію   значительную долю неопредѣленности; съ дру-
    гой стороны, мѣсто ііервоначальнаго образованія сообщило ему
    нѣкоторую  долю реторикп,   отъ которой онъ не могъ до конца
    вполнѣ освободиться^   онъ даже говорилъ довольно цвѣтисто,
    чего никогда не замѣчали    въ Грановскомъ.
        Въ продолженіи   нашего университетскаго курса Гранов-
    скій  постоянно чпталъ  древнюю исторію,    а среднюю   и  но-
    вую  они  читали поочередно.   Въ чтеніи   ихъ  была замѣтна
    большая разница: курсъ Грановскаго (среднюю исторію       мнѣ
    удалось слушать  и у того,  и у другаго) былъ   всегда закоп-
    ченнымъ,   ровнымъ   во всѣхъ частяхъ;   у Кудрявцева были
    любимыя  лица  п любимыя эпохи,    на которыхъ   онъ останав-
    ливался  съ большею нодробностію     и  внося  свое сочувствіе;
    иногда при  такомъ пзложепіи   слишкомъ односторооне пред-
    ставлялись историческія  лица,  они  какъ-то обращались    въ
    представителей идеи.   Такъ,  слѣдя  за борьбой,    совершав-
    шеюся   въ  душѣ   Лютера-монаха, профессоръ      совершенно
   299   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309