Page 309 - 000199_000009_003613470
P. 309

с.  в.  ешевскш.                   207
   ности Ешевскаго    это впечатіѣніе ранней молодости далеко не
   осталось безплоднымъ. Для меня,      выслушавшаго уже курсъ
   римскаго нрава,    было  въ  лекціяхъ  Леонтьева чрезвычайно
   много  новаго  и свѣжаго   именно потому,   что  онъ выдвинулъ
   на первый   нланъ экономическій    вонросъ.  Эти лекціи   легли
    въ послѣдствіи  въ основаніе рѣчи, произнесенной профессо-
   ромъ  въ  одномъ  изъ торжественныхъ собраній      Московскаго
   университета. Лекціи    М. Н.   Каткова   имѣли   въ  ту  эпоху
   особое обаяніе:  онъ  излагалъ намъ, стройно и изящно,    Шел-
   лингову систему миѳологіи;    всѣ   дивились необыкновенному
   умѣнію   сжатыми   и рѣзкими    чертами   наглядно  передавать

   самыя   отвлеченныя нредставленія;   съ этой стороны особенно
   ярко  помнится лекція,  въ которой передано было ученіе Шел-
   линга  о первой порѣ     религісзнаго сознанія,  о  поклоненіи
   богу ходячаго неба (Урану, Сварогу). Изъ      этихъ лекцій  вы-
   несли мы сознаніе    историческаго значенія религіознаго   про-
   десса,  его вліянія  на судьбу  и развитіе   человѣчества,  его
   первостепенной    важности   исторической.   -Здѣсь  преимуще-
    ственно научились мы понимать,     какъ  стройно все  связано
    въ поступательномъ движеніп;   отъ системы можно отказаться,
    можно  понимать такъ -или иначе это движеніе;     но отрицать
    его уже  нельзя.  Таковы были   наши учители   и  таково было
   ученіе, которое  мы выносили изъ нашихъ студенческих;, лѣтъ.
                                                           -
    Многое было   отвлеченно въ ту эпоху,    многое  ненриложимо
   къ жизви,   многое  не годилось  для   русскаго  общества;  но
   мысль привыкала    къ работѣ,   смотрѣла  съ разныхъ   сторонъ
   на одно   и  то  же явленіе  п  вырабатывалось убѣжденіе    въ
   томъ,  что  только разностороннее воззрѣніе   можетъ привести
   і;ъ  истинѣ.  Нельзя  остановиться   только  на одной  ступени
   развитія;  но  нельзя  же  не сказать,  что  та ступень, которую
   мы  тогда переживали, была    въ высшей   степени плодотворна
    для насъ,  и  святыя впечатлѣнія  молодости никогда не изгла-
   дятся  изъ  памяти.
        Студенчество въ  наше время   не представляло той корпо-
    раціи,  которая существовала раньше   и которую   стремились.
   304   305   306   307   308   309   310   311   312   313   314