Page 306 - 000199_000009_003613470
P. 306

294                    С.  В.  ЕШЕВСКІІ.

   тзспомнятъ,  что  главная  пхъ  тема  — гибель  симпатическаго
    лица  въ удушающей,   невѣжественной    и грубой  обстановкѣ.
    Такимъ  образом'!.,  повѣсти  его  были  отрицательнаго  напра-
    влеиія,  хотя отрицаніе  ихъ выражалось  въ иной формѣ,  чѣмъ
    позднѣйшее   отрицаніе;  грубо  грязныхъ  картинъ  не  любилъ
    изящный Кудрявцевъ.    По поводу   одной  повѣсти  онъ сказалъ
    въ рецензіи:  «когда публика  наша лакомится  такимъ неопрят-
    нымъ блюдомъ,  какъ Адамъ Адамовичъ » , и т. д. Его повѣсти были
    грустными  элегіями,  нѣсколько  однообразными вслѣдствіе  по-
    стоянно  мрачнаго  колорита.  Къ  нимъ  превосходно  идетъ  на-
    званіе одной  изъ  нихъ:  «Безъ разсвѣта».   Характеристично-
    слѣдующее   обстоятельство:  въ Мталіи,  потерявъ  жену,   что
    было  для  него  смертельнымъ   ударомъ,  Кудрявцевъ   писалъ
    повѣсть.  Въ  этой  поэтической  формѣ выражались вообще его-
    грустный  минуты.  Грановскій  былъ  болѣе  его русскимъ  чело-
    вѣкомъ:  чуткая  художественная   природа  подсказывала   ему г

    что  въ русской  жизни  есть своп особенности,  что будущность
    русскаго  народа  велика,  что русскій историкъ  на многое дол-
    женъ  взглянуть  иначе,  чѣмъ европейскій  и  что  взглядъ  его
    будетъ правильнѣе.   Не Грановскій   ли первый (не   изъ  сла-
    вянофиловъ)  высказалъ  то мнѣніе,  что  намъ нужно  перестроить
    исторію Византіи   (это  сказано  въ  его статьѣ  о книгѣ  Ме-
    довикова)?  Въ послѣдніе  годы  онъ  сталъ собирать  книги  по
    русской исторіи  и  читалъ  все  новое  и  кое-что  старое:  быть
    можетъ,  многое  перестроилось  бы  въ  его воззрѣніяхъ,  если
    бы  онъ  прожилъ   еще нѣсколько   лѣтъ.  Г.  Станкевичъ  ука-
    залъ  уже,  какъ  онъ  относилси  къ Крымской  кампаніи; я,  съ
    своей стороны,  имѣлъ  случай  слышать  отъ Грановскаго  мно-
    гое,  что  записано  въ книгѣ  г. Станкевича.  Такимъ образомъ,.
    эти  два профессора  взаимно  дополняли  другъ друга  и сходи-
    лись между собой    въ  томъ,  что  для обоихъ исторія  имѣла
    воспитательный  характеръ;   оба  въ  своемъ издоженіи  стара-
    лись дѣйствовать  преимущественно   на нравственное   чувство,,
    и  за  это  имена  обоихъ будутъ  навѣки  памятны.
        Далѣе  мы будемъ   имѣть случай  разсказать,  какъ Кудряв-
   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310   311