Page 307 - 000199_000009_003613470
P. 307

С.  В.  ЕШЕВСКІЙ.                 295

    цевъ  епособствовалъ   личнымъ занятіямъ   студентовъ;  а  те-
    перь замѣчу только,  что, при доступности обопхъ,   мы  охот-
    пѣе  ходили  къ Кудрявцеву  и откровепнѣе   говорили съ нимъг
    добродушный,   снисходительный, задумчивый Еудрявцевъ      не
    такъ пугалъ,  какъ остроумный, блестящій Грановскій,    кото-
    раго остроты, при всей  его мягкости, страшили робкихъ юно-
    шей.  Я  остановился оттого  такъ долго  на Кудрявцевѣ,   что
    онъ былъ прямымъ, непосредственнымъучптелемъ Ешевскаго.
    Русскую   исторію  преподавалъ тогда только   что начинавшій
    С. М. Соловьевъ,   и рядомъ  съ нимъ исторію русскаго права
    читалъ К. Д. Кавелинъ,   въ изложеніи  котораго исторія права
    обращалась   въ  исторію  общественнаго быта   съ преоблада-
    ніемъ юридическаго элемента: онъ даже начпналъ свою исто-
    рію (въ курсѣ   1847 — 48  г., послѣднемъ  изъ  читанныхъ въ
    Москвѣ)  изложеніемъ общественнаго, юридическаго     и  рели-
    гіознаго быта древнихъ Славянъ. Подъ вліяніемъ его чтеній, у
    многихъ зіолодыхъ людей   сложилось убѣжденіе,   что исторія
    права  есть  самая важная  часть исторіи,  что смѣна институ-
    товъ  и понятій  юридическихъ вполнѣ   выражаетъ собою    все
    историческое движеніе. Впрочемъ, мнѣніе    это тогда высказы-
    валось  и  за университетскими стѣнами.   Подъ вліяніемъ  по-
    добнаго мнѣнія,  зашелъ  я разъ (въ 1847 г.)  къ М. П. Пого-
    дину и началъ развивать ему эту мысль. Вне гушалъ меня М. П.
    и отвѣтилъ мпѣ одной фразой, вѣрность и глубину которой я
    ионялъ  только гораздо поздпѣе:  « А св. Сергія  куда вы дѣнете
    съ  вашимъ   юридическимъ характеромъ?»    Въ   самомъ дѣлѣ,
    куда дѣть  св. Сергія,  т.  е.  всю нравственную, всю религіоз-
    ную сторону общественнаго сознанія?   Но тогда мы не поняли
    этого  слова  и увлекались одностороннпмъ, но стройнымъ раз-
    витіемъ, которое представлялось намъ въ лекціяхъ  г. Кавелина.
    До  сихъ поръ еще свѣжо для меня то впечатлѣніе, которое я
    выносилъ изъ этихъ лекцій,   полныхъ  юношескаго пыла, свѣ-
    жпхъ  и яркихъ. Профессоръ былъ    тогда почти также молодъ,
    какъ  и  его студенты,  и  оттого  его воодушевленіе  электри-
    ческого искрой сообщалось студентамъ. Общій      смыслъ всей
   302   303   304   305   306   307   308   309   310   311   312