Page 278 - 000199_000009_003613470
P. 278

266                     С.  М.  СОЛОВЬЕВЪ.

   ратурнаго изложенія.    Этою   чертою   самъ  Соловьевъ  сбли-
   жается съ Татищевымъ, ибо,      подобно   своему  знаменитому
   предшественнику, онъ старался сдѣлать     только то,  что  воз-
   можно,   и ясно сознавалъ,  что  многое такое еще могутъ сдѣ-
   лать историки въ будущемъ,     чего при настоящемъ состоянш
   науки сдѣлать   еще  нельзя.
       «Исторія Россіи»,   которая,  къ сожалѣнію,  не дописана,
   какъ   не дописана «Исторія    Государства Россійскаго»,   на-
   всегда останется важнѣйшимъ     памятникомъ русской исторіо-
   графіи  за  свое время.  Главная  ея дѣль  высказана  въ  пер-
   выхъ строкахъ предисловія:    «Не дѣлить,  не дробить русскую
   псторію   на  отдѣлышя    частн, періоды,   но  соединять ихъ,
    слѣдить преимущественно    за  связью явлееій,   за непосред-
    ственнымъ преемствомъ формъ,    не раздѣлять  началъ, но раз-
    сматривать ихъ  во взаимодѣйствіи, стараться объяснять   каж-
    дое явленіе  изъ внутреннихъ причинъ,    прежде   чѣмъ  выдѣ-

   лить  его  изъ общей   связи событій  и  подчинить внѣшнему
    вліянію  — вотъ обязанность  историка  въ  настоящее   время,
   какъ  пошшаетъ    ее  авторъ  предлагаемаго труда».    Еще  въ
   началѣ   своей дѣятельности Соловьевъ провозгласилъ высокое
    начало: исторія  есть народное самосознаніе,   и  остался ему
    вѣренъ  во  все продолженіе   своего труда.   Для  Карамзина
    исторія  есть прагматическое изложеніе событій,  главная цѣль
    котораго поучительные примѣры;    въ этомъ отноінепіи Карам-
    зинъ  оставался вѣренъ своему времени:   такъ понимали исто-
    рію  великіе  историки XVIII вѣка; изобразить внѣшній ростъ
    государства, внѣшнее распространеніе просвѣщенія     и благо-
    состоянія  — ихъ единственная задача;    при испоЛненіи  этой
    задачи на первомъ планѣ    стоитъ личность,  и изображеніемъ
    личности преимущественно и    занимались   эти  историки;  со-
    знаніе  о постоянной  смѣнѣ   общественныхъ состояній    пре-
    имущественно развилось   въ началѣ XIX вѣка    и популяризи-
    ровалось  великими французскими историками.      Имъ   хотѣлъ
    подражать Полевой;    но  ему  недоставало ни матеріала,   ни
    подготовки  для  того нужной,  ни времени.   Онъ   только  вы-
   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283