Page 283 - 000199_000009_003613470
P. 283

С.  М.  СОЛОВЬЕВЪ.                271

    лучше мыслить, чувствовать п дѣйствовать, любить добро, воз
    вышаться душою    къ  его источнику; все остальное, любезный
    мои пріятель,  есть шелуха». Я убѣжденъ, что тоже могъ-бы
    сказать Соловьевъ.  Его идеалъ жизни былъ     строгое  исиол-
    неніе  долга:  въ одномъ изъ некрологовъ разсказывается, что
    когда совѣтъ университетавыбралъ его въ ректоры, Соловьевъ
    отвѣтилъ:  «принимаю, потому-что трудно»   и съумѣлъ   согла-
    сить  свои занятія ректорскія  съ занятіями учеными  и  также
    строго  отнестись какъ  къ тѣмъ,  такъ  и  къ  другимъ.  Онъ
    былъ  всего болѣе  требователенъ  къ  самому себѣ   и  строго
    неуклоненъ  въ иснолненіи  своихъ обязанностей: въ этомъ от-
    ношеніи  онъ  опять  напоминаетъ Татищева, который говари-
    валъ:  «На службу  не навязывайся,    отъ службы  не  отказы-
    вайся». Выработавъ    свой  характеръ суровымъ    и  постоян-
    нымъ трудомъ надъ самимъ собою, пріучивъ себя      къ непре-
    рывному, неуклонному труду, пріучивъ себя сдержанно отно-
    ситься  . къ другимъ  и  никогда не терять собственнаго достоин-
    ства, — такъ  онъ  почти никогда не вступалъ  въ полемику  и
    никогда не вмѣшивалъ    въ ученый   споръ  личныхъ   отноше-
    ній,  — Соловьевъ выработалъ себѣ твердыя и неуклонныя убѣж-
    денія, которыхъ  онъ уже  ни за  что бы  не уступилъ. Въ пе-
    ріодъ шатанія  умовъ Соловьевъ представляетъ поучительный
    примѣръ;  разъ сложпвшіяся убѣжденія,    плодъ долгихъ раз-
    мышленій,  постоянно руководили его,   какъ  въ наукѣ,  такъ
    и въ жизни. Убѣжденія   свои онъ высказывалъ прямо и просто
    при  всякомъ случаѣ;  такъ, по поводу  книги Лорана, которая
    показалась ему способною    увлечь  многихъ,  онъ  высказалъ
    свой взглядъ  на христіанство, и этому взгляду онъ оставался
    вѣренъ всегда: религіозность  составляла одно изъ отличитель-

    ныхъ  его свойствъ;  но  эта религіозность  не  вела  его къ не-
    терпимости, а  только  возвышала  его взглядъ.  Замѣчательно,
    что  во  многомъ  расходясь  со славянофилами,  онъ сходился
    съ  ними во взглядѣ  на православіе   и  протестантизмъ:  его
    оцѣнка Лютера въ «Курсѣ новой исторіи» могла бы быть    под-
    писана и  каждымъ   изъ славянофиловъ. Сходился онъ съ ними
   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287   288