Page 286 - 000199_000009_003613470
P. 286

274                    С.  В.  ЕШЕВСКШ.

    поынитъ   С. В. Макспмовъ.    Въ   1842  г.  В.  И.  Ешевскій
    перешелъ на службу    въ Нижній. Стеіганъ Васильевичъ послѣ
    приготовленія  у одного  изъ учителей   въ  началѣ   учебнаго
    1842  — 43  г. поступилъ въ нижегородскую гимназію.     Живо
    помню,   какъ  осенью  1842   г.  къ  намъ  въ  III классъ  въ
    урокъ  латинскаго языка  привели тщедушнаго,    худаго  маль-
    чика,  котораго тутъ же   и проэкзаменовалъ учитель.   Маль-
    чикъ  этотъ  былъ Ешевскій,   и  тогда  уже поражавшій    бо-
    лѣзненнымъ видомъ.    Онъ отвѣчалъ бойко    и  поступилъ   въ
    IV классъ, гдѣ хорошо учился     и скоро   сталъ  первымъ  въ
    своемъ классѣ.  Съ  этихъ поръ  начинаются мои личныя    вос-
    поминанія,  хотя впрочемъ   мы сблизились болѣе    въ  то вре-
    мя, когда Ешевскій   былъ уже   въ V классѣ. Первымъ    пово-
    домъ  къ нашему   знакомству были   приватные   уроки  грече-
    скаго языка, которые   мы втроемъ (Ешевскій,   я  и М. И. Ч.
    одноклассный   съ Ешевскимъ) брали      у  нашего  директора,
    бывшаго  когда-то профессоромъ греческаго языка.     Добрый,
    теперь уже   покойный   М. Ф. Гр.   былъ  охотникъ  учить  по
    гречески,  училъ даромъ,   но,  къ сожалѣнію,  весьма неаку-
    ратно  и  по своей грамматикѣ,  безтолковой  и скучной. Никто
    изъ учениковъ  не выучился   по гречески пи у   насъ  въ  гим-
    назіи,  ни  въ  университетѣ,  гдѣ  онъ  былъ профессоромъ.
    Ешевскій  не составлялъ исключенія   въ  этомъ случаѣ.
        Гимназія  нижегородская съ пансіономъ,    при ней откры-
    тымъ   (папсіонъ  этотъ  преобразованъ   былъ   въ  института
    только  въ  1844 — 45 г.), считалась,  если  не лучшимъ,   то
    однимъ   изъ лучшихъ   заведеній  въ  казанскомъ округѣ.   То
    время,  о которомъ  мы теперь говоримъ,   было завершеніемъ
    стараго періода   его существованія,  послѣднимъ   временемъ
    полнаго господства старой педагогіи.   Съ открытіемъ   инсти-
    тута потребовался   для  двухъ заведеній  двойной  комплекта
    учителей,  и потому пріѣхало  много новыхъ лицъ   изъ Казани
    и  изъ петербургскаго   педагогическаго института; пріѣзжіе
    привезли  съ собою  новое обращеніе   и  новые педагогическіе
    пріемы.  Эту  перемѣну   ощутило   на  себѣ  наше поколѣніе.
   281   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291