Page 287 - 000199_000009_003613470
P. 287

С.  В.  ЕШЕВСКШ.                  275

    Когда   мы поступили   въ гимназію,    господствовала  полная
    патріархальность. Каждую субботу сѣкли лѣнивыхъ, для чего
    директоръ являлся   съ особою торжественностію    въ  классъ и
    вызывалъ   по  списку  своихъ   жертвъ;  учителя  дрались   въ
    классѣ;  одинъ учитель  математики (умершій    лѣтъ  около  30
    тому назадъ) бралъ ученика за    волосы  и  тащилъ  его черезъ
    классъ отъ  доски  къ скамейкамъ   и  отъ  скамеекъ  къ доскѣ;
    другой учитель географіи   и русскаго  языка  въ первомъ клас-
    сѣ, замѣтивъ,  что  мальчикъ грызетъ ногти, велѣлъ ему взять
    въ ротъ кусокъ мѣлу;    онъ  же  заставлялъ  двухъ  вииовныхъ
    учениковъ  таскать  другъ друга  за  волосы.  Въ преиодаваніи
    •были  тоже куріозы. Урокъ неизмѣнно задавался слѣдующимъ
    образомъ; учитель  читалъ по книгѣ то, что надо было выучить,
    а ученики, слѣдя  по своимъ книгамъ, зачеркивали то, что учи-
    тель пропускалъ   въ чтеніи;  если  въ программѣ  — составлен-
    ной  въ Казани — было что-нибудь   не входившее въ учебникъ,
    тогда учитель доставалъ, откуда Богъ послалъ, недостающее.
    ■Самымъ блистательнымъ обращикомъ того, что бывало въ гим-
    назіяхъ,  служитъ одинъ  изъ  нашихъ учителей   математики—
    тоже умершій   теперь  — который   ни разу — я учился у  него
    года четыре — ни  самъ не говорилъ   въ классѣ,  ни учениковъ
    пе спрашивалъ.   Легко представить,   каковы  были успѣхп  въ
    математикѣ!   Ломоносовское   раздѣленіе   слога  на высокій,
    ■средній  и низкій,  источники изобрѣтенія  и хріи  господство-

    вали  въ той теоріи  словесности, которая преподавалась намъ
    7го Кошанскому. Между учителями той      эпохи были впрочемъ
    и  очень порядочные.  Такимъ былъ учитель латинскаго языка
    Е. Т. Лѣтшщкій   — у котораго впрочемъ Ешевскій учился ма-
    ло, —доводившій  учениковъ до У-го   класса. Постоянное вни-
    маніе,  постоянное повтореніе   стараго,  педантическое тре-
    ■бованіе  точности  въ отвѣтахъ  и упражненіяхъ   были  очень
    полезны  для  учениковъ;  полное   знаніе  того круга предме-
    товъ,  въ которомъ - вращалось преподаваніе. умѣніе отвѣтить
    на всѣ  вопросы учениковъ, тактъ,   съ которымъ дер;калъ себя
    учитель,  все внушало  къ нему уваженіе   и  ставило его выше
                                                          is*
   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291   292