Page 279 - 000199_000009_003613470
P. 279

С.  М.  СОЛОВЬЕВ!).                267

    сказалъ  мысль,  но  даже  не замѣтилъ  того,  что  при  тогдаш-
    немъ изученіи матеріала   исполненіе  было  невозможно.  Каче-
    новскій  вызвалъ  къ критикѣ матеріала,  ноказалъ,  куда  надо
    направить  усилія;  а  съ другой  стороны Эверсъ  указалъ  от-
    личительныя   черты  первоначальнаго  быта,  основы  его.  На
    путь, открытый  ими,  вступилъ Соловьевъ,  а  съ нимъ  рядомъ
    и вслѣдъ  за  нимъ   другіе.  Если  мы  теперь  не  признаемъ
    теоріи  родоваго  быта  во  всей  ея  исключительности,  то  не

    можемъ  однако  не признать   въ ней первой   попытки  связать-
    всѣ  явленія русской исторіи  въ стройное цѣлое;  попытка  эта,,
    не  въ видѣ  намековъ,  указаній  и  т.  п.,  а  въ цѣломъ  строй-
    номъ зданіи,  сдѣлана  Соловьевым'!-,.  Отъ  этой  попытки  пой-
    детъ впередъ  русская исторіографія;   она.  составляетъ  осно-
    вание  для дальнѣйшаго  движенія русской   мысли,  а  въ  зна-
    чительной  степени  и жизни,  по  скольку  жизнь будетъ созна-
    вать,  что  настоящее  — дитя проиіедшаго.  Позволю  себѣ  по-
    вторить  здѣсь  слова,  сказанныя  мною  въ другомъ  мѣстѣ 'jr
    «Высокая   мысль,  высказанная  такъ  давно,  еще  не перешла,
    въ общественное сознаніе,   но должна когда-нибудь перейдти т
   •должна  стать руководительнымъ   маякомъ  и государственными
    людямъ,  и  представителямъ   мысли   и  слова,  и всѣмъ,  кто-
    такъ  пли  иначе  участвуетъ  въ общественномъ движеніи. Если
    исторія народа  есть  его самосознаніе,  то слѣдовательно,  на-
    родъ  въ своей исторической  жизни   постепенно  раскрываете
    свои  нравственныя   свойства;  стало  быть,  чуждыя   вліянія
    только будятъ  то,  что  спало  въ немъ;  стало быть,  личности

    являются  только  представителями  той  степени общественнаго-
    сознанія,  которая  имъ  современна,  и могутъ  сдѣлать  не бо-
    лѣе  того,  что  возможно  при  данномъ положеніи;  стало быть,,
    состоянія обществениыя   находятся  между  собою  въ прямой
    зависимости;  одно  вытекаетъ  изъ другаго,  и  въ общемъ  каж-
    дое  вноситъ  что-нибудь  новое,  то-есть  вызываетъ  къ  дѣя-
    тельности  такую  сторону народной  жизни,  которая  или  со-


       ') Русская Старина,    1S76  г.
   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284