Page 279 - 000199_000009_003613470
P. 279
С. М. СОЛОВЬЕВ!). 267
сказалъ мысль, но даже не замѣтилъ того, что при тогдаш-
немъ изученіи матеріала исполненіе было невозможно. Каче-
новскій вызвалъ къ критикѣ матеріала, ноказалъ, куда надо
направить усилія; а съ другой стороны Эверсъ указалъ от-
личительныя черты первоначальнаго быта, основы его. На
путь, открытый ими, вступилъ Соловьевъ, а съ нимъ рядомъ
и вслѣдъ за нимъ другіе. Если мы теперь не признаемъ
теоріи родоваго быта во всей ея исключительности, то не
можемъ однако не признать въ ней первой попытки связать-
всѣ явленія русской исторіи въ стройное цѣлое; попытка эта,,
не въ видѣ намековъ, указаній и т. п., а въ цѣломъ строй-
номъ зданіи, сдѣлана Соловьевым'!-,. Отъ этой попытки пой-
детъ впередъ русская исторіографія; она. составляетъ осно-
вание для дальнѣйшаго движенія русской мысли, а въ зна-
чительной степени и жизни, по скольку жизнь будетъ созна-
вать, что настоящее — дитя проиіедшаго. Позволю себѣ по-
вторить здѣсь слова, сказанныя мною въ другомъ мѣстѣ 'jr
«Высокая мысль, высказанная такъ давно, еще не перешла,
въ общественное сознаніе, но должна когда-нибудь перейдти т
•должна стать руководительнымъ маякомъ и государственными
людямъ, и представителямъ мысли и слова, и всѣмъ, кто-
такъ пли иначе участвуетъ въ общественномъ движеніи. Если
исторія народа есть его самосознаніе, то слѣдовательно, на-
родъ въ своей исторической жизни постепенно раскрываете
свои нравственныя свойства; стало быть, чуждыя вліянія
только будятъ то, что спало въ немъ; стало быть, личности
являются только представителями той степени общественнаго-
сознанія, которая имъ современна, и могутъ сдѣлать не бо-
лѣе того, что возможно при данномъ положеніи; стало быть,,
состоянія обществениыя находятся между собою въ прямой
зависимости; одно вытекаетъ изъ другаго, и въ общемъ каж-
дое вноситъ что-нибудь новое, то-есть вызываетъ къ дѣя-
тельности такую сторону народной жизни, которая или со-
') Русская Старина, 1S76 г.