Page 236 - 000199_000009_003613470
P. 236

224                       КАРАЫЗІІПЪ.

    изъ жсториковъ  ел держался Болтпнъ. Выводъ    изъ этого былъ
    ясенъ:  Іоаннъ  не измѣнялъ обычаевъ,   а  поставилъ  государ-
    ство  на высшую   степень;  стало быть,  Тоанит>  выше  Петра.
    На  этомъ Карамзинъ   и  остановился.  То  же слѣдуетъ   замѣ-
    тпть  п объ пдеалпзированіи  Московскаго   Государства:   пер-
    вое,  что поражаетъ  изслѣдователя,  это блестящая обстановка,
    и  она  естественно  должна  поразить. Положнмъ,  что государ-
    ственное  единство  есть  единство внѣшнее;  но уяснили  ли  мы
    себѣ  и теперь  сущность  внутренняго  единства  Русскаго  на-
    рода,  которое  сказывается  на  натшіхъ  глазахъ  (напримѣръ,
    въ Галичанахъ)?  Прежде   она  сказывалась  въ стремленіи   къ
    единовѣрной  Москвѣ Малороссіи,    сначала  одного  берега,  а
    потомъ  другаго,  а передъ  ними  еще  въ Новгородцахъ,  гаед-
    шііхъ  па судъ  въ Москву  и  ни  за  что  не хотѣвшихъ  поко-
    риться  литовскому     королю.  Факты  мы знаемъ,  какъ зналъ
    ихъ Карамзинъ,   но существенное   понимаиіе тайны народ-
    ной  ж и з н и еще  далеко. Впѣшнее единство,  приданное рус-
    ской псторіи Карамзинымъ,    пытались  замѣнить внутреннимъ:
    смѣною  началъ  и  т.  п.  Конечно,  послѣ  Карамзина    есть
    нѣкоторое  движеніе  впередъ  п  въ  этомъ  отношеніи;  но  съ
    другой  стороны  вопросъ  едва-ли  не запутался   еще   болѣе.
    Карамзинъ   былъ  правъ. Онъ,   «пройдя  всю эту  длинную  до-
    рогу,  видѣлъ  многое  на право  и  на лѣво,  требующее   изы-
    сканій  и поясненій,  но долженъ былъ  оставлять  до времени».
    (Собствеппыя  его слова,  сказанныяМ.П Погодину    въ 1826 г.).
    А большая   дорога  лежитъ  именно  там>, гдѣ  онъ  ее искагь.
    Исторію государства       можно   было  написать;  исторію на-
    рода   писать  было рано,  да рано    и теперь.     Ярко   вы-
    ставить  эту  сторону  русской  псторіи  — собираніе  Русской
    земли  — было  большою заслугой  передъ  наукою,  да  и передъ
    обществомъ,  которое  училось  уважать  свое  прошлое,  видѣть
    въ  немъ  не исторію варварскаго   народа,  а исторію  народа
    европёйскаго.  Карамзинъ   часто  указываетъ  на аналогію   съ
    Европою:  такъ  постунаетъ  и при  Іоапнѣ  III. Такія аналогіп
    должны   были  убѣдительно   дѣйствовать  'на людей,  привык-
   231   232   233   234   235   236   237   238   239   240   241