Page 235 - 000199_000009_003613470
P. 235
КАРАМЗИНЪ. 223
принялъ па себя Карамзинъ и какъ онъ много сдѣлалъ, и
много сдѣлалъ именно потому, что любилъ. Положпмъ, что
въ своп лица онъ влагалъ кое-что свое, и что теперь псто-
рія старается и должна стараться представлять то что было,
а пе то что могло быть; но это теперь. А если мы вспом-
нішъ, что Карамзинъ первый оживилъ столько лицъ, кото-
рыя до него казались мрачными тѣшши, и оживилъ именно
потому, что въ силу своего патріотическаго чувства отка-
зался отъ прежней мысли сократить древнюю исторію. то и
этотъ упрекъ долженъ замереть. Самъ Карамзинъ хорошо
попималъ, что первое требованіе отъ историка есть истина.
«Не дозволяя себѣ пикакихъ изобрѣтеній — говорить онъ —
я искалъ выраженій въ умѣ моемъ, а мыслей единственно
въ памятщікахъ; искалъ духа и жизни въ тлѣющихъ хартіяхъ » ,
и, прибавимъ отъ себя, нашелъ . Но въ пониманіи прошлаго
ничто не дается съ разу; истина не бываетъ абсолютною;
ее достигаютъ постепенно, и каждое новое поколѣніе при-
кладываешь свое къ наслѣдству отцовъ.
Цѣлостность, единство труда Карамзина сказались въ его
заглавіи; «Исторія Государства Россійскаго». Нсторія госу-
дарства— вотъ главный предмета этого труда. Государствен-
ное единство, по Карамзину, ключъ ко всей русской исторіи.
Государство это создалось умомъ и талантомъ московскпхъ
князеі и въ особенности Іоанна III. Говорятъ, что Карам-
зинъ идеализировалъ московское государство, идеализиро-
валъ въ особенностиІоанна, поставплъ его даже выше Петра.
Правда, но могъ ли онъ представлять иначе, исходя изъ .той
мысли, что иереворотъ Петра былъ насильственный; а по
крутости мѣръ Петровыхъ, онъ инымъ и не могъ предста-
виться въ то время, когда еще не знали многихъ источни-
ковъ и когда было много людей, именно за то и прослав-
лявшихъ Петра и даж.е поставлявшихъ все свое человѣче-
ское достоинство во внѣшнемъ европеизмѣ. Развѣ не могло
тогда придти въ голову: да стоитъ ли эта внѣшность такихъ
жертвъ? Къ такой мысли Карамзинъ пришелъ не первый: