Page 235 - 000199_000009_003613470
P. 235

КАРАМЗИНЪ.                      223

    принялъ  па себя Карамзинъ и    какъ  онъ  много сдѣлалъ,   и
    много сдѣлалъ  именно потому,   что любилъ. Положпмъ,     что

    въ  своп лица онъ  влагалъ кое-что свое,  и  что теперь  псто-
    рія старается и  должна стараться представлять то что было,
    а  пе  то  что  могло быть;  но  это теперь.  А  если  мы  вспом-
    нішъ,  что Карамзинъ первый    оживилъ  столько  лицъ,  кото-
    рыя  до  него казались мрачными тѣшши,    и  оживилъ  именно
    потому,  что  въ силу  своего патріотическаго  чувства  отка-
    зался  отъ прежней мысли сократить древнюю исторію.      то  и
    этотъ упрекъ долженъ замереть.     Самъ Карамзинъ хорошо
    попималъ,  что первое требованіе  отъ историка есть   истина.
    «Не дозволяя   себѣ  пикакихъ изобрѣтеній  — говорить  онъ —
    я  искалъ выраженій   въ умѣ   моемъ,  а мыслей  единственно
    въ памятщікахъ;  искалъ духа и жизни въ тлѣющихъ хартіяхъ » ,
    и, прибавимъ отъ себя,  нашелъ .  Но  въ пониманіи  прошлаго
    ничто  не дается  съ разу;  истина  не бываетъ   абсолютною;
    ее достигаютъ постепенно, и   каждое  новое  поколѣніе   при-
    кладываешь  свое  къ наслѣдству  отцовъ.
        Цѣлостность,  единство труда Карамзина сказались въ его
    заглавіи; «Исторія Государства Россійскаго». Нсторія    госу-
    дарства— вотъ главный предмета этого труда. Государствен-
    ное единство, по Карамзину,    ключъ ко всей русской исторіи.
    Государство это создалось умомъ    и  талантомъ  московскпхъ
    князеі  и  въ особенности Іоанна III. Говорятъ,   что Карам-
    зинъ  идеализировалъ   московское   государство,  идеализиро-
    валъ  въ особенностиІоанна, поставплъ его даже выше Петра.
    Правда,  но  могъ  ли  онъ представлять иначе, исходя изъ .той
    мысли,  что иереворотъ Петра    былъ насильственный;    а  по
    крутости мѣръ Петровыхъ,    онъ  инымъ  и  не  могъ  предста-

    виться  въ  то время,  когда еще  не  знали многихъ  источни-
    ковъ  и  когда было  много людей,  именно   за  то  и прослав-
    лявшихъ Петра    и  даж.е  поставлявшихъ  все  свое  человѣче-
    ское достоинство во внѣшнемъ европеизмѣ.     Развѣ  не могло
    тогда придти въ голову:   да  стоитъ ли  эта внѣшность такихъ
    жертвъ?   Къ такой   мысли Карамзинъ пришелъ      не первый:
   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239   240