Page 227 - 000199_000009_003613470
P. 227

КАРАМЗПНЪ.

   отчаяніе  отъ ужасовъ революціи,   выражаетъ опасенія, чтобы
   просвѣщеніе   не погибло, чтобы   не  восторжествовали 'враги
   наукъ;   Филалетъ  его утѣшаетъ    ре.іигіознымъ убѣжденіемъ.
   Г. Галаховъ справедливо видитъ     въ  этихъ двухъ лицахъ оли-
   цетвореніе  двухъ нравственныхъ состояній   самого Карамзина.
   Въ размыіпленіяхъ    о событіяхъ  конца XVIII    вѣка созрѣлъ
   тотъ общій   взглядъ,  который   легъ  въ основаніе   «Исторіи
   Государства Россійскаго » :  отвращаясь  отъ ужасовъ террора,
   Карамзинъ остался однако вѣренъ требованіямъ,        высказан-
   нымъ передовыми людьми XVIII вѣка, требованіямъ просвѣ-
    щенія, человѣколюбія;  но  люди  сами по себѣ  не могутъ идти
    къ этой высокой цѣли:   пмъ нужны вожди. Отсюда ясно,      что
    царствованіе Екатерины II должно было      стать идеаломъ для L-
    Карамзина. Его   «Похвальное   слово Екатеринѣ    II»  (1801)
    было выраженіемъ   такого образа   мысли;  этимъ   «Словомъ»
    Карамзинъ хотѣлъ принести пользу     и настоящему. «Исторія
    есть .священная  книга царей и народовъ»,    говорить  онъ  въ
    предпсловіп  къ «Исторіи Государства Россійскаго»,     и  гдѣ
                                           '
    считаетъ нужнымъ    и  возможнымъ,  постоянно прибѣгать    къ
    исторіи.  Это  «Слово»  одинаково замѣчательно  какъ произве-
                         какъ политическое сочпненіе: Карамзинъ,
    дете литературы и
    первый  нашъ историкъ, былъ у    насъ   и первымъ   политиче-
    скимъ  писателемъ. «Слово»    не  даромъ  явилось  на порогѣ
    новаго царствованія,  не даромъ посвящено    имени Государя.
    Правительственная мудрость Екатерины,      выставляемая   имъ
    въ образецъ, умѣніе   все дѣлать  въ пору   и  въ мѣру, — вотъ
    что, по мнѣнію Карамзина, составлпетъ ея высочайшую славу.
    Идеальное представленіе образа Екатерины въ этомъ сочпне-
    ніи уже свидѣтельствуетъ о высокомъ    историческомъ талантѣ
    Карамзина,  и  хотя позднѣе,  въ  «Запискѣ  о древней  и новой
    Россіи»,  онъ прибавплъ нѣсколько темныхъ штриховъ     къ об-
    литой яркимъ   свѣтомъ картинѣ    ея царствованія,  но  въ цѣ-
    ломъ  онъ  остался вѣренъ этому пониманію,     и  былъ правъ.
    Въ  этомъ  же   «Словѣ»  ясно  выступаетъ ученіе   о преобла-
    дающемъ   въ исторіи значеніи  велігкпхъ людей,  — ученіе  столь
   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232