Page 226 - 000199_000009_003613470
P. 226

214                       КАРАМЗІШЪ.
   мѣчаніямп   въ родѣ  того,  что  излишнее благочестіе  напшхъ
    князей сдѣлало   пхъ невоинственными,    и  оттого  завоевали
    Русь Татары,  или сравненіемъ древней Руси     со священною
    Римскою имперіей    въ  томъ видѣ,  какъ  эта послѣдняя    су-
    ществовала въ ХѴІП вѣкѣ,    п т. п. Болтинъ и преосвященный
    Платонъ высказала много умнаго;    но  п  имъ еще не суждено
    было воспроизвести древнюю Русь     въ живомъ образѣ: у Бол-
    тина преобладалъ умъ,   и умъ критнческій,  несмотря   па то,
    что  онъ  часто  поддавался искушенію    принимать   на вѣру
    Татнщевскія извѣстія;  но у  него  не было творчества;   прео-
    священный же Шатонъ занялся       только  одною стороной рус-
    ской исторіи,  и прптомъ уже    въ  преклопныя лѣта;    нельзя
    не изумляться сплѣ   его ума,  но слѣдуетъ признать,  что  его
    трудъ былъ   только  одннмъ  нзъ камней для возведенія строй-
    наго зданія.
        Таково было положеніе    наукн исторической   въ ту пору,
    какъ Карамзинъ принялся за свой трудъ;      но   былъ  ли  онъ
    самъ готовъ?. Карамзинъ не былъ спеціалнстомъ ни по одной
    пзъ тѣхъ отраслей наукъ, которыя по преимуществу готовятъ
    историка:  онъ  не былъ  ни филологъ,  ни юрнстъ; спеціально
    не подготовленный наукою,    онъ  не былъ подготовленъ и жиз-
    нію:  опъ  не участвовалъ ни въ дѣлахъ государственныхъ, шг
    въ  переговорахъ.   Литераторъ,  журналпстъ,   свѣтскій  чело-
    вѣкъ — вотъ  чѣмъ   былъ Карамзинъ    до  своего ностриженія
    въ историки. Съ кѣмъ    онъ  знакомится въ  свое путешествіе,
    о  комъ наиболѣе говорить? О философахъ,     поэтахъ: Кантъ,
    Вейссе, Виландъ, Гердеръ, Боннетъ, Лафатеръ — вотъ        кога
    онъ посѣщалъ.   Что  его  занимало въ  его путеіиествіи?  При-
    рода,  жизнь общественная, литература. Какъ     человѣкъ  мы-
    слящій,  онъ, конечно,  не  оставался чуждымъ тѣмъ великимъ
    событіямъ,  которыя совершались вокругъ    него: кровавыя  со-
    бытія конца ХѴПІ     вѣка   оставили глубокій   слѣдъ  на  era
    нолитическнхъ пдеалахъ,   на  его историческпхъ воззрѣніяхъ.
    Не   вдаваясь  въ подробности,   вспомнимъ здѣсь    переписку
    Филалета   съ Мелодоромъ (1794):     Милодоръ   приходптъ   въ
   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231