Page 223 - 000199_000009_003613470
P. 223
КАРАШІШЪ. 211
гоігь состояніи науки? О миѳологіи уже п говорить не сто-
птъ: въ XYIII вѣкѣ миѳо.югію считали дѣломъ празднаго лю-
бопытства, и ммѳографы, для забавы читателя, изобрѣтали
пе только обряды, но даже боговъ. Къ этому слѣдуетъ при-
бавить огромное количество недоразумѣній; такъ изъ Перу-
нова уса злата сдѣлали бога Услада, п потомъ уже при-
дали ему разные атрибуты. Такъ писалась у насъ мнѳо-
логія; тотъ же взглядъ замѣтенъ и въ собирапіи пѣсенъ,
сказокъ и т. п. Въ сборникахъ постоянно являлись присо-
чиненныя пѣсни и сказки: изслѣдователи не только не умѣли
отличать ихъ отъ дѣйствительно народныхъ, но даже не счи-
тали этого нужныыъ, ибо и ироизведенія народной словес-
ности считали занятіемъ празднаго любопытства, и то для
черни. Всномниыъ, съ какимъ нрезрѣніемъ относился, наири-
мѣръ, Сумароковъ, не говоря уже о Тредьяковскомъ, къ про-
извсденіямъ народной словесности; Державинъ, понимая эту
ііоэзію чувствоыъ и пользуясь ею для времени довольно удач-
но, очевидно предночиталъ ей оссіанизмъ -— эту передѣлку
первоначальной поэзіи па правы XVIII вѣка.
Все это было чрезвычайно понятно: наука всякая, а съ
тѣмъ вмѣстѣ и историческая, была новостью въ русскомъ
обществѣ XYIII вѣка; оттого весь XYIII вѣкъ прошелъ въ
памѣчиваніи границъ этой науки, въ ея, такъ-сказать, гене-
ральномъ размежеваніи, въ общей описи ея сокровшцъ. Са-
мое это дѣло сопряжено было съ громаднымъ трудомъ, п съ
пзумлепіемъ останавливаешься предъ неутомимоюдѣятельностію
Миллера, громадные портфели котораго еще до сихъ поръ
не исчерпаны вполнѣ, хотя около ста лѣтъ пользуются ими,
въ журналахъ котораго еще до сихъ поръ много важныхъ
полезны\ъ указаній; съ благодарпостію помянетъ каждый
п
Татищева, чувствовавшаго, гдѣ и чего надо искать, съумѣв-
іпаго написать такую программу для собиранія этнографн-
ческихъ и археологичсскихъ свѣдѣній, какой (говоря отно-
сительно) мы и теперь не имѣемъ, съумѣвшаго собрать мно-
жество драгодѣнныхъ свѣдѣній, только къ сожалѣнію, не по-
14"