Page 179 - 000199_000009_003613470
P. 179
В. е. ТАТИЩЕВЪ. 167
исторію крещенія Руси п переходитъ къ лѣтописи, назван-
ной Іоакимовою. Лѣтонись эта, сообщенная ему архимандри-
томъ Бизюкова монастыря (Херсонской губерніи), долго по-
давала поводъ къ сомнѣнііо въ добросовѣстности Татищева;
но послѣ превосходныхъ изслѣдованій П. А. Лавровскаго
нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ, что сборникъ этотъ состав-
ленъ задолго до Татищева и принадлежитъ къ довольно мно-
гочисленной семьѣ сборниковъ лѣтописныхъ XYII в., состав-
ленныхъ по образцу польскихъ лѣтописцевъ; характеристи-
ческимъ представителемъ этого разряда служить знаменитая
книга «О древностяхъ россійскихъ» Каменевича-Рвовскаго1).
Помѣщеніе этой лѣтописи отдѣльно отъ свода, въ основу
котораго легла лѣтопись такъ называемая Несторова, авторъ
объясняетъ такъ: «мнѣ ни на какой манускринтъ извѣстный
сослаться нельзя», ибо архимандритъ сообщилъ ему только
выписки. Лѣтопись эта раздѣляется на двѣ части, изъ кото-
рыхъ одна состоитъ изъ баснословныхъ сказаній о древнпхъ
славянахъ и не имѣетъ никакого значенія; другая, представ-
ляя нѣкоторыя извѣстія , касающіяся нервыхъ варяжскихъ
князей, иногда принимается историками къ свѣдѣнію (напр.,
причины успѣха Владиміра противъ Ярополка, извѣстіе о
томъ, что Анна-— царевна Болгарская, сказаніе о крещеніи
Новгорода); и дѣйствительно эти извѣстія имѣютъ нѣкоторую
долю вѣроятности, хотя форма ихъ слишкомъ книжна; но
быть можетъ въ основу легли какія-нибудь древпія сказанія.
Печатая сообщенную рукопись, Татищевъ по своему обыкно-
венію снабдилъ ее примѣчаніями, изъ которыхъ нѣкоторыя
весьма интересны. Такъ, по поводу сна матери Рюрика онъ
сообщаетъ объ юродивыхъ, жившихъ при дворѣ царицы Пра-
сковіи Ѳеодоровны. Въ послѣ днемъ примѣчаніи Татищевъ
изъявляетъ надежду, что можетъ найдется полная исторія того
') В. И. Грнгоровпчъ пытадся нандти какіе-шібудь слѣды дроисхож-
денія этого сборника въ Бизюковожъ монаетырѣ; но тщетно ( м. „Заыѣткн
Антиквара" Од. 1874.') ■