Page 176 - 000199_000009_003613470
P. 176

164                    В.  Н.  ТАТИЩБВЪ.
     человѣческія,  но  и  «приключенія  естественныя  или чрезъ-
     естественныя». «Нѣтъ   такого приключенія,  — говоритъ онъ —
     чтобъ  не  могло дѣяніемъ назваться,  ибо  ничто  само собою
     и безъ причины или внѣшняго дѣйствія     приключиться не мо-
     жетъ: причины-же всякому     нриключенію   разныя,  яко   отъ
     человѣка»  1).  Раздѣливъ исторію  на С акр а   или  святая
     («лучше  сказать— нрибавляетъ онъ — божественная»),    екле-

     з і а с т и к а  или церковная,  политика или граждан-
     ская («у насъ болѣе обычно  именовать свѣтской»), на исторію
     наукъ и ученых ъ, Татищевъ переходитъкъ пользѣ исторіи,
     причемъ указываете сначалана пользу добрыхъ и худыхъ нримѣ-
     ровъ, потомъпереходитъ къ нользѣ  ея для богослова, юриста 2),
     медика  и вообще философа (естествоиспытателя), политика;
     (по Татищеву политика заключаетъ три             части:  пра-
     вительство  внутреннее  или экономическое, дѣла внѣшнія     и
     дѣйствія воинскія).  Всѣмъ  имъ нужна исторія    какъ собра-
     те нримѣровъ;   «мпогіе  великіе  государи  — говоритъ  Тати-
     щевъ — есть  ли  не сами,  то людей  искусныхъ   къ  писанію
     ихъ дѣлъ употребляли,   не  токмо для того, чтобы  ихъ намять
     со славою  осталась,  но  паче  для прикладовъ наслѣдникамъ
     своимъ  показать прилѣжали».    Сказавъ,  что  все  это  отно-
     сится  къ русской исторіи,   какъ  и  ко всякой другой, Та-
     тищевъ   доказываетъ необходимость   пользоваться  иностран-
     ными   источниками,   ибо  1)  писателямъ   не  всегда   было
     извѣстно,  какія  обстоятельства  въ  ихъ  земляхъ  помогали
     или препятствовали событіямъ; 2) современники многое умал-
     чиваютъ   или  искажаютъ   изъ  страха или пристрастія.   Съ


        1 ) Этіг  слова  онъ  лодтверждаетъ  ссылкою  на  „Физику"-  и  ..Мораль'  1
     г. Волфа.  Такъ слѣдилъ Татищевъ  за  всѣмъ,  что  было  любопытнаго  въ
     тогдашней наукѣ.
        2) ДОрпспруденція  учитъ благонравію  и должности  каждаго  къ Богу,
     къ себѣ самому  и другимъ,  слѣдственио  къ иріобрѣтенію  сиокоиствія  ду-
     ши  и тѣла,  то  не  можетъ  никакой  юристъ  мудрымъ  названъ  быть,  если
     не  знаетъ  ирежшіхъ  толкованій  и иреній  о  законахъ  естественныхъ  и
     гражданскихъ,  и  какъ  можетъ  судія право дѣло. судить,  если  древшіхъ  и
     иовыхъ  законовъ  и причины иремѣненіямъ  непзвѣстенъ".
   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181