Page 178 - 000199_000009_003613470
P. 178

166                    В.  Н.  ТЛТИЩЕВЪ.
    1613  г.  Новой исторіи  онъ  писать  не хочетъ,  потому  что
    она болѣе извѣстна,   «а наипаче, что  въ настоящей исторіи
    явятся  многихъ  знатныхъ родовъ    великіе  пороки,  которые
    есть  ли писать,  то  ихъ  самихъ  или  ихъ наслѣдниковъ  по-
    двигнуть  на злобу,   а  обойдти оные  — погубить   истину и
    ясность исторіи>. Заявивъ потомъ, что изъ иностранцевъ самъ
    онъ могъ пользоваться только польскими и нѣмецкимп книгами,
    Татищевъ жалуется на недостатокъ переводчиковъ.      Указавъ
    на то,  что  для первой книги онъ много пользовался статьями
    Байера и   что слѣдующія    намѣренъ   былъ   сначала  писать
     «историческимъ порядкомъ,     сводя  изъ  разныхъ   лѣтъ  къ
     одному дѣлу»,  но потомъ,  зная трудность добывать лѣтописи

     и  видя отступленія  одной  отъ другой,  предпочелъ сдѣлатъ
     простой, объясненный примѣчаніями     сводъ,  подновивъ  кое-
     гдѣ  языкъ  и  исключивъ  то,  что  не  входитъ  въ свѣтскую
     исторію:  чудеса,  явленія  и  т.  п.  :1).  Татищевъ  заключаетъ
     свое «предвозвѣщеніе»   исчисленіемъ  періодовъ  умственнаго
     развитія,  которое  онъ  начинаетъ  съ изобрѣтенія  письменъ.
     Это ему было необходимо, потому    что  свое введеніе  въ исто-
     рію  онъ  начинаетъ главою:  о древности письма сдавянъ.
         Говоря  о письмѣ древнихъ славянъ,  авторъ высказываетъ
     мысль,  что до извѣстныхъ  намъ азбукъ у славянъ могла быть
     своя  самостоятельная азбука. Мы уже    знаемъ, что глаголицу
     Татищевъ принисываетъ св. Іерошшу. Слѣдующая        глава по-
     священа идолослуженію     славянскому.  Любопытно,    что  въ
     этой главѣ пришлось указывать    на различіе  иконъ  отъ идо-
     ловъ.  За  вопросомъ   объ идолослуженіи   авторъ  излагаетъ



        ')  По  случаю  этого подновленія  вотъ  что  говорптъ  авторъ  въ ппсьшѣ
     къ Шумахеру  (1745  г. іюля 9):  «Исторія  русская,  какъ  ваыъ  пзвѣстно,
     древнішъ нарѣчісмъ  лпсана  и  какъ  я  пхъ  не  мало  чпталъ,  ю ынѣ  каза-
     лось  довольно  ясно,  но  когда  я  до просьбѣ  нѣкоторыхъ  принялся  оную
     на  новое нарѣчіе  переложить,  то  не  токмо  монахъ,  коему  было поручено,
     ни  самъ  точно  п  ясно  настоящпмъ  нарѣчіемъ  положить  безъ  труда  не
     могъ,  однакожъ  оной  блпзь  по.товпньт  переложплъ,  нѣкакія  темныя  мѣста.
     пзъяснплъ'.  (Вход. шіс.).
   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183