Page 29 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 29

Kiii историческ!й очерка», и описашя природы. Благодаря тому, что mhoi in главы






                                               написаны по личнымъ впечатл'Ьшямъ, картина получается яркая. Изло­






                                               жение серьезное, но вм'ЬстЬ съ тЬмъ живое. Книжка все время читается съ ин-






                                               тересомъ, и читатель по неволТ», в^гЬстТ» съ авторомъ, проникается симпатией къ





                                               этому трудолюбивому, спокойном)7 народу-






                                                                            Жаль, что ничего не говорится о русско-японской войнЪ и ея зпачепш.






                                               Книга написана задолго до нея, но можно было бы въ настоящемъ издали до­





                                              бавить 2—3 страницы. В’Ьдь, теперь понятие о японцахъ для паст» неразрывно






                                               съ воспоминаю ями о последней войпТ». Хороню, то къ книжка приложена






                                               карта, хотя она и схематична, по все же поможешь при чтеши книги. Рпсун-






                                               ковъ много и большею частью они хороши по содержание (много сиимковъ съ





                                               японских!» фотопраф!й), но игполнеше слабовато, мнопе напечатаны мутно:






                                               очевидно, клише сильно износились.






                                                                           Книжку можно с.м'Ьло рекомендовать дЪтямъ отъ 12 л1»тъ. какъ само­





                                               стоятельное чтеше для бол'Ье пли медгЬе серьезнаго знакомства съ Япошей и






                                               какъ nocooie при изучетпи географш въ учебпыхъ заведешяхъ.









                                                                                                                                                                                                                                                                                               3. Павлова-Сильванская.










                                                                            Фабръ. Пчелы. Пзложете Л. Очановскаго. 16 рис. 112 стр. Изд. Вятск






                                               Т-ва СПБ. 1912 г. Ц. 35 к.










                                                                              Фабръ. Осы. 28 рис. 171 стр. СПБ. 1912 г. Ц. 45 к.









                                                                            Въ первомъ пометь нашего журнала за прошлый годъ былъ пом^щевъ





                                              отзывт» о двухъ аналогичныхъ издашяхъ .изложения отдЪльных ь главъ изъ зна-






                                               менитыхъ сочинен1п Фабра. Не будемъ поэтому повторять сказаннаго о значе-






                                               ы1и и особенностяхъ сочинен1й этого оригинальнаго авто|>а.. ДвЪ вновь вы­





                                               пускаемый брошюры являются вполнЬ законченными главами, въ которыхъ






                                               приведешь рядъ въ высшей степени нптересныхь наблюдении за жизнью, за






                                               психолопею пчелъ и осъ. Тутъ изложены паблюдшия и опыты падъ одиночны­





                                               ми пчелами и падъ обшествепнымп п одиночными осами.






                                                                            Чтеше этихъ книгъ вполне доступно дЪтямъ старшаго возраста и






                                               несомненно зашггересуеть каждаго, кто не оторванъ искусственно отъ при­






                                               роды и кто не лишенъ желан!я и способности всматриваться и вдумываться





                                               въ явлешя жизни жпвотныхъ. Горяч1й энтуз1азмъ Фабра, работавшая,






                                               главнымъ образом!», съ самыми простыми средствами и приспособлен]ями,






                                              невольно заражаеть читателя и вселяетъ желаше лично проверить опыты





                                              Фабра или же поставить ападопгчпые. Наблюдете падъ насекомыми доступно






                                              почти каждому, и прп вдумчивомъ отношены каждый ученикъ 12-15 лЪтъ мо­






                                               жетъ многое увидТ.ть и понять, мимо чего проходжгь тысячи людей безъ вни-





                                               машя, но что полно глубокаго, общаго интереса. Поймать насекомое и наса­






                                               дить его на булавку въ коллеклдю—это одно, а посл'Ьдтъ за вс!>мъ его пове-






                                               детемъ, за его жизнью, инстинктами—это совсЬмъ другое, хотя и бол’Ье труд­





                                               ное и несравненно бол'Ье интересное Д’Ьло. Съ этой стороны нельзя не привЬт-






                                              ствовать счастливую идею—сделать сочинешя Фабра .доступными учащимся,






                                               доступными какъ по изложен!ю, такъ и по ц^нЬ. Это новый вклада» въ нашу






                                               научно-популярную литературу по психолопи жпвотныхъ, которая такъ бЬдна.





                                               сравнительно съ анекдотическою литературою очеловечивав!я жпвотныхъ. Недо­






                                               статки Фабровскаго способа выражетй, ея высокопарность, местами наив
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34