Page 29 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 29
Kiii историческ!й очерка», и описашя природы. Благодаря тому, что mhoi in главы
написаны по личнымъ впечатл'Ьшямъ, картина получается яркая. Изло
жение серьезное, но вм'ЬстЬ съ тЬмъ живое. Книжка все время читается съ ин-
тересомъ, и читатель по неволТ», в^гЬстТ» съ авторомъ, проникается симпатией къ
этому трудолюбивому, спокойном)7 народу-
Жаль, что ничего не говорится о русско-японской войнЪ и ея зпачепш.
Книга написана задолго до нея, но можно было бы въ настоящемъ издали до
бавить 2—3 страницы. В’Ьдь, теперь понятие о японцахъ для паст» неразрывно
съ воспоминаю ями о последней войпТ». Хороню, то къ книжка приложена
карта, хотя она и схематична, по все же поможешь при чтеши книги. Рпсун-
ковъ много и большею частью они хороши по содержание (много сиимковъ съ
японских!» фотопраф!й), но игполнеше слабовато, мнопе напечатаны мутно:
очевидно, клише сильно износились.
Книжку можно с.м'Ьло рекомендовать дЪтямъ отъ 12 л1»тъ. какъ само
стоятельное чтеше для бол'Ье пли медгЬе серьезнаго знакомства съ Япошей и
какъ nocooie при изучетпи географш въ учебпыхъ заведешяхъ.
3. Павлова-Сильванская.
Фабръ. Пчелы. Пзложете Л. Очановскаго. 16 рис. 112 стр. Изд. Вятск
Т-ва СПБ. 1912 г. Ц. 35 к.
Фабръ. Осы. 28 рис. 171 стр. СПБ. 1912 г. Ц. 45 к.
Въ первомъ пометь нашего журнала за прошлый годъ былъ пом^щевъ
отзывт» о двухъ аналогичныхъ издашяхъ .изложения отдЪльных ь главъ изъ зна-
менитыхъ сочинен1п Фабра. Не будемъ поэтому повторять сказаннаго о значе-
ы1и и особенностяхъ сочинен1й этого оригинальнаго авто|>а.. ДвЪ вновь вы
пускаемый брошюры являются вполнЬ законченными главами, въ которыхъ
приведешь рядъ въ высшей степени нптересныхь наблюдении за жизнью, за
психолопею пчелъ и осъ. Тутъ изложены паблюдшия и опыты падъ одиночны
ми пчелами и падъ обшествепнымп п одиночными осами.
Чтеше этихъ книгъ вполне доступно дЪтямъ старшаго возраста и
несомненно зашггересуеть каждаго, кто не оторванъ искусственно отъ при
роды и кто не лишенъ желан!я и способности всматриваться и вдумываться
въ явлешя жизни жпвотныхъ. Горяч1й энтуз1азмъ Фабра, работавшая,
главнымъ образом!», съ самыми простыми средствами и приспособлен]ями,
невольно заражаеть читателя и вселяетъ желаше лично проверить опыты
Фабра или же поставить ападопгчпые. Наблюдете падъ насекомыми доступно
почти каждому, и прп вдумчивомъ отношены каждый ученикъ 12-15 лЪтъ мо
жетъ многое увидТ.ть и понять, мимо чего проходжгь тысячи людей безъ вни-
машя, но что полно глубокаго, общаго интереса. Поймать насекомое и наса
дить его на булавку въ коллеклдю—это одно, а посл'Ьдтъ за вс!>мъ его пове-
детемъ, за его жизнью, инстинктами—это совсЬмъ другое, хотя и бол’Ье труд
ное и несравненно бол'Ье интересное Д’Ьло. Съ этой стороны нельзя не привЬт-
ствовать счастливую идею—сделать сочинешя Фабра .доступными учащимся,
доступными какъ по изложен!ю, такъ и по ц^нЬ. Это новый вклада» въ нашу
научно-популярную литературу по психолопи жпвотныхъ, которая такъ бЬдна.
сравнительно съ анекдотическою литературою очеловечивав!я жпвотныхъ. Недо
статки Фабровскаго способа выражетй, ея высокопарность, местами наив