Page 24 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 24

нуть вопросъ объ эксплоатацш чужого труда, вопросъ о стачкЕ рабочихъ, о лю-





                                          дяхъ, срывающихъ стачку. Въ сказка фигурируетъ также и правитель, пред,'






                                          почитакишй быть слЕпымъ, чтобы не видЕть правды. Оставляя въ сторонВ во­






                                          просъ о ценности подобного рода сатиры вообще, нельзя не признать сказку






                                          скучною, искусственною и непонятною дЕтямъ. Еще менЕе пригодна для чте-





                                          1пя дЕтямъ сказка <0 кошкахъ, которыя не хотЕли ловить мышей». Котята,






                                          вопреки вол! своей матери, рЕшаютъ, въ видахъ высшей справедливости, ни­





                                          когда не Есть мышей. Кошка отрекается отъ нихъ. Котята созываюгь митингъ,






                                         на которомъ присутствуютъ мыши. Одинъ изъ котягь, считаюпцй себя «пере-






                                          довымъ», говорить рЕчь: «Уважаемый мыши! Доропе товарищи!.-. Мы передо-






                                          выя кошки. Мы глубоко сожалЕемъ о злЕ, которое мы. кошки, причиняли вамъ,





                                         и хотимъ искупить тысячелЕтнюю несправедливость. Будемъ же по-братски






                                         жить, доропя мыши» (стр. 103). Мыши после некоторыхъ колебанш отвеча­






                                         юсь полпымъ довЬр!емъ. Молодая мышь произнесла ответную рТчь: «Доропе





                                         братья и сестры! Любовь за любовь! ДовЬр1е за дов^р!е!— Пусть будетъ за­






                                         быто разлшпе нашего проиахождешя... Мы цредоставимъ имъ (кошкамъ) пол­






                                         ный гражданок!я права» (стр. 108). И всЬ присутствующая р'Ьшаютъ от­






                                        праздновать «эти историчесш минуты» торжественнымъ об'Ьдомъ. И вотъ, на






                                         первыхъ же шагахъ братскаго единешя встаегь взаимное непонимаше по во­





                                         просу о пищЪ. Пепо1шман!е переходить въ ссору, и Д'Ьло кончается трагически






                                        для мышей. Коппси нарушають данное слово, набрасываются на мышей и по-






                                        ’t дають ихъ. ЗатЬмъ они возвращаются къ матери и заявляютъ ей: «Мы снова






                                       будемъ ловить мышей j                                                                                               г вырастемъ тебЕ на радость!»—Не дЕло ребенка ду­





                                        мать на темы, затрагиваемый этой сказкой. Нельзя и не надо высмеивать въ






                                        глазахъ ребетжа чувства человечности, любви, дов^щя. Ребенокъ чуждъ со-






                                       ц!альныхъ и экономическихъ несогласий, классовыхъ раздоровъ и не надо втя­






                                       гивать его въ нихъ. Онъ не можетъ понять насмешки и осуждешя, вложепныхъ






                                       въ эту сказку. II если бы взрослые захотЬли познакомить ребенка съ этой





                                       стороной жизни, то не сказкою будугь они знакомить его. Такъ же, какъ






                                      эта сказка, непонятны дЪтямъ и сказки «Художникъ-творецъ» и «0 жизни






                                       и смерти» — вопросъ, совершенно чуждый здоровому, нормальному ребенку.






                                      Въ сказк’Ь «Художппкъ-творецъ» художникъ самъ творить свой виЬшшй






                                      м!ръ и научаетъ этому свою ученицу: все, что они рисовали, появлялось





                                     въ действительности. Но часто «ей на сердц'Ь становилось больно, потому






                                     что ея создаше не удовлетворяло ее» (стр. 253). Пойметъ ли эту неудовлетво­






                                     ренность ребенокъ 8—12 лТть.






                                                                  Есть въ сборник^ и просто нел'Ьпыя сказки, наприм^ръ» «0 благодар-






                                    ныхъ воробьяхъ», спасшихъ маленькую девочку 5 разъ въ течете одного дня.






                                    Сказка скучна и беэсодержательна. Такова же сказка о «Шести св'Ьтлячкахъ».






                                                                 Но и помимо отмЪченныхъ недостатковъ всЕхъ этихъ сказокъ имъ при­






                                   суща какая-то непр1ятиая, чисто буржуазная этика, придающая сказкамъ






                                   весьма несимпатичный оттЬнокъ. Эти выдуманныя сказки ни въ коемъ слу- .





                                   чаЪ не являются желательнымъ чтетемъ для дЕтей.






                                                                Хорошею стороною чДЕдушкипыхъ сказокъ» является отсутстше элемен­






                                  та «ужаснаго», «страпгнаго». Ни привидЕшй, ни мертвецовъ, ни прочихъ атрл-






                                 бутовъ сказокъ здЕсь нЕтъ. Ребенокъ спокойно заснетъ, начитавшись этих ».,






                                 сказокъ. Издана книга недурно, напечатана хороппгмъ. четкимъ шрифтомъ, на






                                 хорошей бумагЬ. Что касается рисунковъ. то они просто безобразны, напр., на
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29