Page 32 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 32
30 —
vecKii'i ii п|юваиче(Ж1й матер1алъ, относящШся къ воспоминаемой эпохЪ, при
чемъ предпослала ему очеркъ «Отечественная война 1812 г.», для нрочтешя—
въ цЪломъ видЪ—до щиаздника и въ сокращенш съ эстрады во время самого
торжества. Сборникъ состоите изъ нЪсколькмхъ частей и начинается съ
лредисло1ия, въ которомъ, кромЪ обычнаго разьяспешя цъли книги, мы нахо-
димъ еще и довольно удачный подборъ «подписей подъ портретами гороевь
Отечественной войны», обязательными, конечно, на такомъ праздник!». За-
ч*Ьмъ идетъ выше указанная статья историчеокаго характера, къ сожал!»-
niio. носящая на себЪ всЬ признаки поспЬшной работы. Она трафаретно-ком
пилятивна, очень наломинаеть статью въ Сборник!» «Годъ русской славы»
Тарапыгипа и недостаточно тщательно проредактирована составительницею.
< В о и н ы Наполеона б ы ли б ы с т р ы, и е о ж и д а н и ы». «Наполеонъ
о п у т а л ъ Пруоспо». «Русь готовая на с ам у ю пог ол о в п у ю гибель»
и т. под. Есть въ ней и фактические недочеты и погрешности. Поэтому мы ре
комендовали бы на торжеств!; замЪшпъ этотъ очеркъ другпмъ изъ массы вышед-
шихъ къ юбилею, руководствуясь хотя бы указаипяагп нашего журнала въ № 6
и № 8 (см. также слЬ-дующ1й №—ноябрь).
Дальше въ Сборника идеть уже хрестоматичесюй матер!алъ, въ общемъ
подобранный со вкуоомъ, водимо, умЪлой ру.кой; ваирочемъ, здЪсь есть и ни
сколько устарЬлыхъ и нисколько мало художествеиныхь вещей, хотя слЬ-
дуетъ отметить, что все лучшее, что имеется на эту тему въ русской лите
ратур!;, составительницей сборника использовано. Хрестомалтя начинается съ
лирическихъ стихотворешй, за ними сл’Ьдують басни Крылова, потомъ ctik
хотво]юшя, посвященный Наполеону (этоть отд'влъ мы очень прпв'Ьтствуемъ,
т. к. этимъ вносится въ програьмму школьнаго праздника известная объектив
ность. очень цЬнная въ воспйтательномъ отношенья), прозамческie оарывкн
изъ Толстого, Загоскина, Мордовцева и Данплсвскате, «Разсназы изъ народной
обороны 1812 г.», (которые впрочемъ едва ли будутъ использованы всл’Ьд-
GTBie своей примитивности), отдать живыхъ каргинъ—«Партизаны», «Бег
ство фрапцузовъ» и «Слава Poccin» и накопецъ, сцены изъ событий 1812 г.
на школьном!» ираздпик'Ь» («Бородино» Лермонтова, «Отставной .солдатъ»
Дельвига, «Пожарь Москвы» Карпова и «Москва, и PyccKie въ 1812 г.» Алек
сеева. Сборникъ заканчивается приложешемъ, заключающим!» въ себй, по
образцу того же Тарапыгипа, /нисколько краткпхъ оппсашй памятников!»
1812 Г. И НОТЫ К!» пяти народнЫкМъ нЪсмямь, относящимся къ событчямъ.
Содержите Сборника довольно разнообразно, издапт. опъ хорошо, съ массой
четко исполненныхъ портретов!» и снимковъ съ картинъ. ЦЪна его, сравни
тельно, очень невысока. Несмотря на 1г1»которыя погрешности, о которых!»
была рЬчь выше (укажемъ еще одну—знаменитое стпхогворщие «Два грена
дера» Гейне приписано не автору, а переводчику), онъ долженъ быть прпзнанъ
ВПОЛ'ПЪ ПрИГОДПЫМЪ ДЛЯ ШКОЛЫ. ВМ1»СГЬ СЪ ТЪМЬ, СборПНК!» CMlkTO можетъ
быть данъ и на руки дЪтямъ въ воспоминтпе о чествуемом!» событш, т. к.
промахи составительницы въ общемъ не столь существенны, а матер1алъ, за
ключавшийся въ СборникТ», и 'Самъ по себЪ весьма цЪнепъ а къ тому же очень
выигрываетъ въ своемъ педагогпческомъ зйачеши выЙ1Дств1е изящной впТли-
пости разбираемой книги. В. Мушниковъ.