Page 30 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 30
ность, вполне окупаются значешемъ его 'тщательно нос'гавленныхъ опытовъ,
ихъ убедительностью и искреннимъ увлечешемъ автора.
Изложеше и переводъ сделаны въ общемъ вполне удовлетворительно и
потому тЬмъ болЪе хочется рекомендовать детямъ старшаго возраста эти инте-
ресиыя книги.
Клавд!я Лукашевичъ. Дкгсже праздники и какъ ихъ устраивать. Сбор
никъ (для родителей, воспитателей и старшихъ братьевъ и сестеръ). Со
множествомъ рпсунковъ и нотъ. Томъ 1. Изд. 2-е (д°полненное) Т-ва Сы
тина М. 1912 г. Ц. 1 р. 50 к.
Книга эта, составлена съ целью оказать содейсте тЬмъ изъ «стар
шихъ», которые вместе съ авторомъ признаюгь важное педагогическое зпа-
чеше детскпхъ праздниковъ, но въ то же вресмя нуждаются въ помощи
и руководительстве при ихъ устройстве. Согласно постановленной цели, все
содержав ie книга делится на несколько отделовъ: предислов!е; о детскихъ
праздникахъ; стихотворенья для декламацш; декламац1я въ прозе; басни; жи-
выя картинки; сцепки для маленькихъ детей; шутливыя стихотворешя, анек
доты; шеств1я; песни и игры съ пен1емъ; комедш для школьиыхъ и домашнихъ
спектаклей. Отсюда видно, что главное оодаржаше сборника—это отдельный
нроизведешя различнаго рода и объема, которыя могутъ быть прочитаны или
разыграны детьми на школьной или домашней сцене; о томъ, какъ соо-
ственно устроить детское литера'П'оное утро или детск1й спектакль, г-жа Лу
кашевичъ, роняетъ, къ сожалёшю, только отдельный поверхностный замеча-
шя—въ предисловш и въ коротенысихъ очеркахъ, предпосланныхъ некоторьшъ
отделамъ сборника. Этой же цели служить помещенныя въ тексте для
образца раскрашенный таблицы, а также черные рисунки, .изображаютще де
тей въ различныхъ костюмахъ, что представляется намь совершенно излиш
ними, т. к. интеллпгентпыя семьи, для которыхъ предназначенъ сборникъ. а
тЬмъ более школы, и безъ книги, конечно, легко найдутъ, чемъ руковод
ствоваться при изготовлен'ш костюмовъ для детскаго спектакля. Книга же
безъ эгихъ иллюстрацШ могла бы быть гораздо дешевле.
Въ своемъ предисловш, авторъ въ сжатой форме высказываетъ не
сколько дельныхъ мыслей о роли и значеши въ детской жизни развлечен! й
вообще и о необходимости для взрослыхъ заботичъся о томъ, чтобы дети не
испытывали недостатка въ радости и весельи- Очень характеренъ эпиграфъ,
начинаюпцй книгу: «Пока существуетъ солнечный лучъ и улыбка ребенка,
нельзя сказать, что на свете все плохо» (Рескипъ). Вообще идею со
ставительницы сборника обратить внимаше па ценность такихъ литера
турно- музыкальныхъ общей!й въ детской среде, создающихъ жизнерадостное
настроеше и въ то же время облагораживающихъ детскую душу, можно только
приветствовать. Эту работу г-жа Лукашевичъ, какъ известно, не безъ успеха
продолжаетъ и въ другихъ своихъ сборникахъ, посвященныхъ отдельпымъ
писателямъ (Толстому, Тургеневу), а также некоторымъ крупными собыпямъ
бытового или историческаго характера (Школьный иразднжъ «Ежа», Школь
ный праздникъ «пасхальный», Школьный праздникъ «весеишй», Школьный
праздники «Широкая масленица», Школьный праздникъ въ память славныхъ
подвиговъ родныхъ герсевъ 1812 г.). Къ сожалеппо, говоря все время въ пре
дисловш объ устройстве праздниковъ для детей младшаго и средняго воз
раста, г-жа Лукашевичъ неоднократно противоречить себе вч> подборе ма