Page 30 - Внушение_и_воспитание_RemovePdfPages
P. 30

будут  достаточно  часто  повторяться,  то  пе
            может  быть  больше  для  него  никакого  сомне-
            ния.  Самая  личность  учителя  обнаруживает
            влияние  особенно  в  преподавании  истории,
            в  рассказах  и  чтении.  В  этих  случаях  па-
            строение  учителя  часто  непосредственно  пе-
            редается  ученикам.
               На  этом  пункте  мы  сталкиваемся  с  вопро-
            сом  о  роли  внушения  в  самом  преподавании.
            Нет  надобности  говорить,  как  много  зависит
            внушающий   элемент  в преподавании  от  самого  *
            учителя,  от  его  авторитетности,  уменья  влиять
            на  учеников  и  своим  примером,  и  способом
            изложения.  Но,  без  сомнения,  известная  роль
            принадлежит  и  самой  методе  преподавания.
               Прежде   всего  остановимся  на  отрицатель-
            ных  сторонах  преподавания,  нарушаюш,их  бла-
            гоприятные  условия  непосредственного   воз-
            действия  на  учеников  в  школе.
               Само  собою   разумеется,  что  из  системы
            преподавания   должно   быть  прежде    всего
            устранено  все  то,  что  угнетает  впечатлитель-
            ность  ребенка  и  не  дает  ему  правильно  вос-
            принимать  преподаваемое.  Такими   угнетаю-
            щими   моментами   в  преподавании  является
            страх.  Вот  почему  строгость  учителя,  перехо-
            дящая  границы,  никогда  не  может  быть  по
            лезным  педагогическим  условием.
               Равным   образом  нельзя  не  признать  в
            этом  отношении   существенный  вред  экзаме-  .
            национной  системы  в  низших  и средних  шко-_
            лах.  Экзамен,  в  особенности  в  условиях  той
            обстановки,  как  он обыкновенно  производится,
            не может  не  сопровождаться  сильной  эмоцией,
            которая  у  огромного  большинства  детей  пере-
                                                       29
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35