Page 30 - Внушение_и_воспитание_RemovePdfPages
P. 30
будут достаточно часто повторяться, то пе
может быть больше для него никакого сомне-
ния. Самая личность учителя обнаруживает
влияние особенно в преподавании истории,
в рассказах и чтении. В этих случаях па-
строение учителя часто непосредственно пе-
редается ученикам.
На этом пункте мы сталкиваемся с вопро-
сом о роли внушения в самом преподавании.
Нет надобности говорить, как много зависит
внушающий элемент в преподавании от самого *
учителя, от его авторитетности, уменья влиять
на учеников и своим примером, и способом
изложения. Но, без сомнения, известная роль
принадлежит и самой методе преподавания.
Прежде всего остановимся на отрицатель-
ных сторонах преподавания, нарушаюш,их бла-
гоприятные условия непосредственного воз-
действия на учеников в школе.
Само собою разумеется, что из системы
преподавания должно быть прежде всего
устранено все то, что угнетает впечатлитель-
ность ребенка и не дает ему правильно вос-
принимать преподаваемое. Такими угнетаю-
щими моментами в преподавании является
страх. Вот почему строгость учителя, перехо-
дящая границы, никогда не может быть по
лезным педагогическим условием.
Равным образом нельзя не признать в
этом отношении существенный вред экзаме- .
национной системы в низших и средних шко-_
лах. Экзамен, в особенности в условиях той
обстановки, как он обыкновенно производится,
не может не сопровождаться сильной эмоцией,
которая у огромного большинства детей пере-
29