Page 32 - Внушение_и_воспитание_RemovePdfPages
P. 32
Далее, ожидание является одним из усло-
вий, содеіктвуюіцих внушению, и необходимо,
чтобьь каждый учитель принимал этот фак-
тор во внимание.
Ожидание может быть полезным, если
учитель предварительно подготовляет учени-
ков к наиболее важному пункту своего изло-
жения; но ожиданне может быть и вредным,
так как оно может содействовать ошибочному
усвоению путем самовнуніения.
• Борьба с последним возможна только пу-
тем сздчостоятельной работы детей. Нужно
приучать детей, чтобы они проверяли все
сами и чтобы все сами видели и ко всему
относились-бы с критикой. В этом отношении
особенно полезно введение такого принципа
в школьное преподавание, чтобы в приобре-
тении знания участвовали по возможности
все воснринимаюнии.- органы, а не один
ТОЛ1.КО слух. Кроме того, всегда полезно и
даже необходимо детей приучать к критиче-
скому обсуждению усвоенного.
Человек есть продукт среды, но человек
есть и продукт воспитания, которое должно
умерять неблагоприятное влияние внушения
и в то-же время должно пользоваться вну-
шением, где оно полезно.
Самостоятельная работа делает также уче-
ника независимым не только от самовнушения,
но и от слепого подчинения учителю. Она
развивает к ребенке самоопределение своей
силы и создает доверие к себе, что влияет
в свою очередь на .характер и выдержку.
Своевременное поощрение словами и свое-
временное-же устранение колебания путем
31