Page 23 - Внушение_и_воспитание_RemovePdfPages
P. 23

нию  о  внушении  даже  теперь,  когда  обнару-
             живается   оживление   вопросов   гуманности,
             признание  известного  уважения  к  жизни  и
             личности  детей,  хотя уже  признается,  что  все
             воспитание  состоит  не  в  выработке  послуша-
             ния  и  в  дрессировке,  а  в  развитии  духовных
             сторон  организма  в определенном  направлении,
             установленном  законами  жизни».
                Между   прочим  Tromner  считается  с  воз-
             ражением,   что  путем  воспитания   должны
             создаваться  не  «внушаемые»  характеры,  а  на-
             оборот,  характеры,  не  поддающиеся  сторон-
             нему  влиянию.  По  этому  поводу  он  говорит,
             что  вообш,е  все  люди  способны  к  влиянию  и
             сохраняют  эту  способность  даже  после  луч-
             шей  школы  и  притом  без  уш,ерба  для  своей
             жизни.  С  другой   стороны   педагогическое
             внушение,  если  оно  целесообразно   и  пра-
             вильно  применяется,  может  быть  только  по-
             лезным,  так  как  каждое  внушение  не  только
             может  вызывать  желаемое   изменение,  по  в
             то  же  время  устраняет  все  другие  явления,
             которые  ему  противодействуют.
                По  Verworn'y  все  воспитание  покоится  на
             внушении.  Дитя  воспринимает  представления,
             которые  мы  ему  даем,  без  дальнейшеіо,  не
             проверяя  и  даже  не  имея  возможности  про-
             верить,  в  какой  мере  правильны  и  соответ-
            ственны  те  представления,  которые  мы  у  них
             возбуждаем  и  которые   они  усваивают.  Мы
            говорим  ребенку:  этого  ты  ис  должен,  этого
           ^  нельзя,  так  нужно  делать,  это  хорошо,  это
            дурно  и  т.  д.  Дитя  принимает  сказанное,  не
            вникая  в  него,  іі  таким  образом  получает
            первые  основные  общежитейские    принципы.

             22
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28