Page 23 - Внушение_и_воспитание_RemovePdfPages
P. 23
нию о внушении даже теперь, когда обнару-
живается оживление вопросов гуманности,
признание известного уважения к жизни и
личности детей, хотя уже признается, что все
воспитание состоит не в выработке послуша-
ния и в дрессировке, а в развитии духовных
сторон организма в определенном направлении,
установленном законами жизни».
Между прочим Tromner считается с воз-
ражением, что путем воспитания должны
создаваться не «внушаемые» характеры, а на-
оборот, характеры, не поддающиеся сторон-
нему влиянию. По этому поводу он говорит,
что вообш,е все люди способны к влиянию и
сохраняют эту способность даже после луч-
шей школы и притом без уш,ерба для своей
жизни. С другой стороны педагогическое
внушение, если оно целесообразно и пра-
вильно применяется, может быть только по-
лезным, так как каждое внушение не только
может вызывать желаемое изменение, по в
то же время устраняет все другие явления,
которые ему противодействуют.
По Verworn'y все воспитание покоится на
внушении. Дитя воспринимает представления,
которые мы ему даем, без дальнейшеіо, не
проверяя и даже не имея возможности про-
верить, в какой мере правильны и соответ-
ственны те представления, которые мы у них
возбуждаем и которые они усваивают. Мы
говорим ребенку: этого ты ис должен, этого
^ нельзя, так нужно делать, это хорошо, это
дурно и т. д. Дитя принимает сказанное, не
вникая в него, іі таким образом получает
первые основные общежитейские принципы.
22