Page 26 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 26
чувство симпатіи и общественной солидарности? Кромѣ ловкости, игры въ значительной степени
Ребенокъ играетъ, положимъ, въ перебѣжки или вырабатываютъ з^ дѣтей и сообразительность. Есть
„день и ночь" и т. д.; личный интересъ сливается множество игръ, гдѣ задача играющаго не заклю-
съ интересомъ его партіи, его товарищей; въ чи- чается въ однихъ только механическихъ движені-
стой дущѣ ребенка, не вполнѣ еще знающей лю- яхъ, но гдѣ отъ него требуется извѣстное сообра-
бовь и ненависть, зарождается новое для него женіе, оцѣнка своего положенія въ данный моментъ
чувство близости его къ товаршцамъ, которыхъ игры и положенія своего противника, умѣніе вы-
онъ долженъ защитить и выручить. брать для себя наиболѣе соовѣтствующій пріемъ
Какъ форма общенія, игра имѣетъ еще много защиты. Такія игры имѣютъ огромное образова-
. другихъ благодѣтельныхъ вліяній. тельное значеніе и заслуживаютъ особаго вниманія
Въ иГрѣ у дѣтей развиваются многія качества, со стороны педагоговъ.
важное значеніе которыхъ проявляется въ ихъ по- Игра становится такимъ образомъ факторомъ
слѣдующей жизни. Въ большомъ числѣ игръ отъ умственнаго развитія дѣтей. Значеніе этого фактора
участвующихъ требуется значительная быстрота и тѣмъ больше, что ребенку предлагается не скуч-
ловкость въ движеніяхъ. Такъ, въ игрѣ „догоняй" ная сухая умственная работа, напротивъ, захваты-
все дѣло сводится къ состязанію на ловкость и вающій интересъ, который связанъ съ игрой, дѣ-
быстроту между двумя играющими; одинъ мальчикъ лаетъ эту умственную работз' легкой, живой и
подходить къ другому, ударяетъ его по протянутой неутомительной; сложный даже комбинаціи, входя-
ладони три раза и съ третьимъ ударомъ момен- щая въ нѣкоторыя игры, вполнѣ закладываются въ
тально поворачивается и бросается бѣгомъ, дого- умѣ играющихъ дѣтей, и способность ассоціаціи
няемый своимъ противникомъ; упусти онъ одну идей значительно развивается у нихъ. Съ одной
минуту, повернись. онъ не такъ быстро, и онъ по- стороны въ игрѣ изощряется соображеніе, съ дру-
бѣжденъ противникомъ. Бѣжитъ ли ребенокъ въ гой—крѣпнетъ память и вырабатывается вниманіе.
догонку за кѣмъ нибудь изъ играющихъ, преслѣ- Во многихъ играхъ участвующимъ предлагаются
дуется ли онъ самъ, стараясь достигнуть опреде- задачи, требующія отъ нихъ запоминанія цѣлаго
ленной черты, гдѣ онъ уже въ безопасности, бро- ряда словъ. Такъ, въ игрѣ „почта" одинъ изъ
саете ли онъ мячемъ въ кого нибудь, съ цѣлью играющихъ, изображающій почтальона, долженъ
запятнать его:—вездѣ онъ долженъ »^проявить бы- запомнить цѣлый рядъ предметовъ, которые ему
строту и ловкость. сообщаетъ „отправляющій письмо". Кромѣ того въ
Положимъ, что первый, второй разъ ребенокъ большомъ числѣ игръ участвующіе должны за-
устанетъ, промахнется, обнаружить вялость и не- помнить большее или меньшее количество правилъ,
поворотливость; съ повтореніемъ игры, съ послѣ- которыхъ имъ необходимо придерживаться. Во
дующимъ упражненіемъ этихъ или другихъ грзшпъ всѣхъ этихъ случаяхъ интересъ игры и желаніе
мускуловъ, движенія его будутъ пріобрѣтать все выйти побѣдителемъ въ значительной степени об-
большую гибкость и ловкость. Если принять во легчаютъ дѣло запоминанія. Когда ребенку пред-
вниманіе еще то, что въ каждой игрѣ у играющаго лагаютъ запомнить извѣстное количество названій,
явно выступаетъ желаніе выйти побѣдителемъ изъ безо-всякой связи, то этимъ взваливаютъ на него
состязанія съ его противникомъ, то можно з'стано- непосильную для него умственную работу. Дрзтое
вить, какъ неоспоримое положеніе, что дѣтскія дѣло, если запоминаніе образуетъ лишь звено въ
игры слз'жатъ превосходнымъ способомъ развить цѣпи дѣйствій, составляющихъ игру; въ этомъ слу-
въ дѣтяхъ ловкость и поворотливость. чаѣ могучимъ стимуломъ, являющимся на помощь