Page 21 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 21

воспитывающихся  въ  роскоши  и  комфортѣ.  Внима-  осматриваетъ  тотъ  или  другой  предметъ;  онъ  не
             тельное  наблюденіе  дѣтской  природы  легко  разрз'-  удовлетворяется  простымъ  разглядываніемъ  его,
             шаетъ  такое  воззрѣніе.  Достаточно  понаблюдать  онъ  схватываешь  его въ  руки, ощупываетъ,  кусаетъ,
             нѣкоторое  время  за  маленькимъ ребенкомъ,  чтобы  и это естественно: онъ изучаетъ  предметъ,  узнаетъ
             З'бѣдиться  въ  томъ,  что игра  представляешь  не  на-  его  форму,  осязательный  ощущенія,  проводимыя
             вязанное  дѣтямъ  развлеченіе,  не  одинъ  продз'ктъ  къ  его  мозгу,  соединяясь  съ  ощущеніями  зритель-
             педагогической  мудрости,  но что  корни ея  кроются  ными,  слуховыми,  обонятельными,  получаемыми  отъ
             въ  самыхъ  условіяхъ духовнаго  и физическаго  раз-  предмета,  образуютъ  въ  большихъ  полушаріяхъ
             вита  дФтей.  Ребенокъ  рождается  на  свѣтъ  съ  опредѣленное  представление  о  данной  вещи,  выче-
             весьма  слабой  способностью  воспріятія  внешняго  каниваюп;ееся  въ  корѣ  полушарій.
             міра.  Мозговая  деятельность  находится  еще  въ  Мы  должны  признать,  что  стремленіе  къ  по-
             зачатке  и  не  идешь  дальше  элементарныхъ  ошу^-  знанію  внѣшняго  міра  есть  врожденная  до  извѣст-
             щеній  тепла  и  холода.  Масса  зрительныхъ  и  слу-  ной  степени  наклонность  у дѣтей. Такъ  мы должны,
             ховыхъ  впечатленій  врывается  въ  душз'  ребенка  по  крайней  мѣрѣ, заключить,  видя,  съ  какимъ  усер-
             уже  съ  первыхъ  дней,  но вначале  воспринимаются  діемъ  ребенокъ  6—8  мѣсяцевъ  вдвигаешь  и  выдви-
             его мозгомъ,какъ безформенные сливающіеся образы.   гаешь  ящикъ,  съ  какимъ упорствомъ  онъ  бросаетъ
               Но  вотъ  ребенокъ  подрастаетъ,  внешній  міръ  иногда  на  полъ  игрушку,  мячъ.  Это  можетъ  по-
                                                                                               про-
                                                                            на
                                                                               самомъ
                                                                                            онъ
                                                                   капризомъ,
                                                                                    же
                                                                                       дѣлѣ
             посылаетъ  ему  все  больше  и  больше  раздраженіп,  казаться свои  силы,  изслѣдуетъ  качество  предмета.
                                                             буешь
             все  это  подлежитъ  осмысливанію,  превращенію  въ  Это  вдвиганіе  и  выдвиганіе  ящика,  это  упорное
             элементы  сознательной  психической  жизни.  Какз'ю
             колоссальную  работу  совершаешь  мозгъ  ребенка  метаніе  ящика  и  представляютъ  собой  элементар-
                                                                                  даже
                                                                                       больше,
                                                                игры
                                                             ным
                                                                           скажемъ
                                                                    ребенка,
                                                                                             первые
             въ  промежутокъ  времени  между  первыми  днями
             жизни,  когда  его  безсознательный  тупой  взглядъ  зародыши игры,  простѣйшую  форму  ихъ  мы должны
             разсеянно  и  поверхностно  скользишь  по  ближай-  видѣть и  въ  тѣхъ  шаловливыхъ  движеніяхъ  ручен-
                                                                          которым
                                                                  ножками,
                                                             ками
                                                                                                уже
                                                                                        ребенокъ
                                                                                 дѣлаетъ
             шимъ  къ  немз'  предметамъ,  и  тѣмъ  періодомъ,
                                                                     мѣсяцы
             когда  ребенокъ  начинаетъ  сознательно  протягивать  въ  первые коренится  своей жизни.  Итакъ,  стремленіе
                                                                                           ребенка и
                                                                           глубоко
                                                             къ
                                                                                  въ
                                                               игрѣ
                                                                                    природѣ
             рученки  къ  своей  матери  и внимательно  разгляды-  имѣетъ  въ  своей  познаніе  внѣшняго  міра.
             вать  предметы!                                              основѣ
               Совершаетъ  ли  мозгъ эту  чудодѣйственную  ра-  Съ  этой  точки  зрѣнія  игра  получаетъ  весьма
             боту  безъ  всякаго  вмѣшательства  со стороны  окрз'-  важное  значеніе  какъ  опредѣленная  форма  органи-
             жающихъ?  Нѣтъ.  Оставьте  ребенка  на  дикомъ  ческаго  развитія.  Дѣйствитедьно,  склонность  къ
             островѣ,  удалите  отъ  него  людей,  спрячьте  отъ  играмъ  замѣчается  даже  у  животныхъ  и  дикарей.
             него  мячъ,  палку, стулъ, столъ,  лампу,  предоставьте  И въ  дальнѣйшемъ  возрастѣ дѣтей ясно  выступаетъ
             его  только  себѣ,  и  не  пройдетъ  нѣсколько  дней,  врожденная  наклонность  дѣтей  къ  игрѣ;  даже  са-
             какъ онъ  одичаетъ,  изолировать ребенка отъ  внѣш-  мыя  слабыя  дѣти  играютъ  въ  какія-нибудь  игры,
             няго  міра—вѣрный  способъ  сдѣлать  его  идіотомъ.  безъ  всякаго  указанія  съ  чьей-либо  стороны,  дѣти
             Познаніе  внѣшняго  міра  дается  слѣдовательно  дѣ-  бѣгаютъ,  прыгаютъ,  перегоняютъ другъ друга и т. д.
             тямъ  не  сразз',  а  путемъ  постепеннаго  знакомства  Представленіе  о  томъ,  что  всѣ  эти  игривыя.
             съ  окружающими  предметами.                    движенія,  продѣлываемыя маленькими героями,  есте-
               Всякому  приходилось,  конечно,  видѣть,  съ  ка-  ственны  и  неизбѣжны  при  нормальномъ  развитш
             кимъ  вниманіемъ,  съ  какой серіозностью  ребенокъ  организма,  до  того  прочно укоренилось въ  нашемъ
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26