Page 23 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 23

сознаніи,  что  принято  считать дѣтей,  чуждающихся  стаду,  онъ,  помимо удовольствія,  доставляемаго  ему
          общества  другихъ  дѣтей  и  не  любяіцихъ  игры,   подражаніемъ  зверю,  такъ  сказать;  оживляетъ  и
          больными,  и  это  совершенно  справедливо:  такія  дополняетъ  свое  представленіе  о  медведе,  о  ли-
          дѣти,  какъ  говорятъ,  иногда  слишкомъ  серьезны  сице.  Когда  ребенокъ  бросаетъ  камешки,  причемъ
          для  своихъ  лѣтъ,  не  большей  частью  носятъ  на  камешки  отбрасываются  на  различныя  разстоянія,
          своемъ лицѣ печать слабаго здоровья,  они  апатичны,  смотря  по  силе,  съ  которой  они  были  брошены,
          блѣдны,  раздражительны,  худы. Разъ  игра  есть  об-  онъ  пріучается  оценивать  отношеніе  между  сте-
          наруженіе  естественной  энергіи,  скрытой  въ  ре-  пенью  мышечнаго  напряженія  при  сокращеніи  ра-
          бенке,  и  орудіе,  создающее  связь  между  нимъ  и  згибающихся  мускуловъ  плеча  и предплечья  (мета-
          окружающимъ  міромъ,  то  представляется  возмож-   ніе  производится,  главнымъ  образомъ,  при  помощи
          ность  известнымъ  образомъ  эксплуатировать  вро-  разгибанія  руки)  и  разстояніемъ,  на  которое  от-
         жденную  склонность  детей къ игре  въ  интересахъ   брошенъ  предметъ. Каждая игра обогащаетъ  опытъ
         ихъ  умственнаго  развитія. Эта  роль  принадлежит!,  ребенка  и  увеличиваетъ  запасъ  его  знаній.
         педагогу,  превращающему  скрытую  въ  ребенке         Кромё  того,  въ  играхъ,  какъ  уже  сказано,  мы
         потенціальную  энергію  въ  живую  энергію,  про-    имѣемъ  могучее  -орудіе  воздействія  на  внутренній
         являемую въ определеннымъ образомъ сочетанныхъ       міръ  детей.  Известно,  что склонности  дѣтей  часто
         движеніяхъ,  образующихъ  игры.                      обнаруживаются уже  довольно рано въ ихъ  играхъ;
            Если  элементарный  игры  первой  поры  жизни     такъ,  исторія  разсказываетъ,  что  Киръ,  будучи
         важны,  какъ  орудіе  изученія  простѣйшихъ  предме-  мальчикомъ,  любилъ  играть  въ  солдаты,  причемъ
         товъ  и  развитія  внешнихъ  чувствъ,  то болѣе  слож-  держалъ  себя  очень  гордо,  обнаруживая  наклон-
         ный  игры,  производимыя  дётьми  подрастающими,     ность  къ  господству  и  величіе  будущаго  царя-
         получаюсь  огромный  интересъ,  какъ  методъ,  раз-  завоевателя,  хотя  природныя  особенности  ребенка
         двигающій  значительно  умственный  горизонтъ  де-   определяютъ  вкусъ  его  къ  известнымъ  играмъ,
         тей  и дающій возможность  воздействовать  на  обра-  однако  сз'ществуетъ  возможность  возбудить  въ
         зованіе  детскаго  характера.  Последнее  едва  ли  не  немъ  интересъ  и  къ другимъ играмъ,  если  послед-
         составляетъ  высшую  ценность  игръ.                 нія  заслуживаюсь  вниманія  по своему  воспитатель-
            Въ  з — 4  года  ребенокъ  обладаетъ  еще  только  ному  значенію.
         знаніемъ  ограниченна™  числа  предметовъ,  съ  ко-     Когда  ребенокъ  вступаетъ  во  время  игры  въ
                                                                      ;
         торыми  онъ  соприкасается.  Но  на  этомъ  обрывоч-  общеніе  съ -другими  детьми,  игра  уя;е  становится
         номъ  знаніи  начатый  процессъ  духовнаго  развитія  формой  развитія  обхцественныхъ  инстинктовъ  и
         не  можетъ  остановиться.  Необходимо  еще  внести   чувствъ  съ  этого  момента  она  получаетъ  вполне
         въ  сознаніе  ребенка  целый  рядъ  представленій    соціальньш  характеръ.
         более  или  менее  сложныхъ,  необходимо  познако-      Игра — это  первая  арена,  на  которое  сталкива-
         мить  его  съ  явленіями  природы,  съ  животными,   ются  интересы  детей.  Въ  игре  ребенокъ  впервые
         развить  въ  немъ  представленія  высшаго  порядка,  становится  членомъ  общественной  группы,  и  со-
         напр., разстоянія,  последовательности,  словомъ  вло-  ответственно  этому  въ  немъ впервые  зарождаются
         жить  содержаніе  въ  его  умъ.  Это  лучше  всего  и  общественныя  чувства.  Впервые  онъ  становится
         легче  всего  достигается  играми.  Когда  ребенокъ  въ  определенныя  отношения  къ  подобнымъ  себе
         изображаетъ  собой медвѣдя,  подражая  его  лѣнивой   и  вступаетъ  во взаимодействіе  съ  ними.  Где,  какъ
         угловатой  походке,  когда  онъ  представляетъ  въ    не  въ  игре  возникаетъ  и  крепнетъ  чувство  това-
         своемъ  лице  лисицу,  тихо  подкрадывающуюся  къ    рищества,  выростающее  впоследствіи  въ  могучее
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28