Page 27 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 27
порывы и подчиняться. Въ ней закаляется харак-
процессу запоминанія, служить интересъ игры и теръ детей, развивается сила и стойкость.
стремленіе играющаго не отстать отъ товарищей. Эти благопріятныя вліянія детскихъ игръ вполне
Что касается значенія игры, какъ средства вы- оправдываютъ то вниманіе, которое уделялось имъ
рабатываюіцаго у дѣтей вниманіе, то оно про- древними греками и начинаетъ теперь уделяться
является въ огромномъ большинстве игръ. современнымъ обществомъ, долго искавшимъ иде-
Играющій долженъ внимательно следить за хо- алъ истиннаго воспитанія.
доиъ игры, малейшая оплошность, малейшая раз-
сеянность, и онъ побежденъ противникомъ; мало-
того, не только его интересъ, но интересъ всей Общія положенія, которыми должны руководиться
его партіи (въ тёхъ играхъ, где участвующія раз- при выборѣ игръ.
деляются на две партіи) терпятъ ущербъ отъ его Было бы неправильно предлагать д-Ьтямъ игры
недостаточно внимательна™ отношенія къ игре. безъ всякаго разбора. Бол-Ье, чемъ гд'Ь либо, тре-
Вполне справедливо будетъ поэтому сказать, что буется большая осторожность при выборе детскихъ
игра—это школа вниманія. развлеченій и упражненій. Особенно это в'Ьрно
Въ игрѣ проявляется индивидуальность ребенка, насчетъ первыхъ игръ, на которыхъ у детей вы-
его склонности, желанія; игра — это сцена, на ко- рабатывается вкусъ къ физическймъ упражненіямъ.
торой дети разыгрываюсь жизненныя роли, игра— Игра игре рознь, и если игра не будетъ удовлетво-
это средство познанія окружающаго міра и свои-хъ рять известнымъ требованіямъ, то отъ нея c.it,-
собственныхъ силъ. „Игра, говорить Фребель, это дуетъ ожидать не пользу, à вредъ.
зеркало детской жизни, она важна для ребенка, Усдовія, которымъ игры должны удовлетворять,
потому что посредствомъ ея онъ узнаетъ самого
себя, свой внутренній міръ, все свои силы, спо- суть следующія:
собности, склонности, надежды и желанія; ею же 1) Первое условіе, которое ставится всякой
сближается онъ съ внешнимъ міромъ, познаетъ игр-Ь—это занимательность. Безъ занимательности
его и находить средства, чемъ развить свои спо- игра грозить обратиться въ скучную обязанность
собности и увеличить свои силы. Она знакомить и ничемъ не будетъ отличаться отъ т-Ьхъ упраж-
ребенка и съ жизнью другихъ, играющихъ съ нимъ, неній, которыя навязываются ученикамъ въ гимна-
заставляетъ привязываться къ этимъ другимъ, зіяхъ, Интересъ игры есть душа ея, оживляющая
•жить съ ними одной жизнью и делить ихъ горе и ее, вкладывающая въ нее содержаніе. Играющш
радость". долженъ чувствовать, что игра затрагиваетъ его
Въ отличіе отъ гимнастическихъ упраяшеній, за живое, онъ въ каждый моментъ долженъ сле-
носящихъ вполне автоматический характеръ, въ дить за перипетіями игры. Чѣмъ непосредственнее
игры входить элементъ сознательной работы, что интересъ, съ которымъ ребенокъ играетъ, ч-Ьмъ
д-ізлаетъ изъ нихъ упражненія высшаго порядка. сильн-Ье увлеченіе, съ которымъ онъ бросается въ
Состязаніе, составляющее основу игръ, является игру, тЬмъ больше образовательный и гигіениче-
могучимъ средствомъ для саморазвитія детей. Игра скій эффектъ данной игры.
создаетъ атмосферу общественности въ этомъ свое- Выше уже было указано значеніе игры, какъ
образномъ детскомъ царств'Ь, и какъ часто< здесь средства, развивающаго у детей сосредоточенность
уже находятъ первый выходъ скрытые таланты и и укр'Ьпляющаго память. И то и другое действіе
способности. Въ игрѣ же вырабатываются у детей игры въ значительной степени обусловливается ея
выдержка, уменье владеть собой, сдерживать свои занимательностью. Такимъ образомъ заниматель-