Page 29 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 29

ность  дѣйствительно  получаетъ  характеръ  корен-  Сказанное  условіе  имѣетъ  тѣмъ  больше  значенія,
        ного  условія,  придающаго игрѣ  жизненный  смыслъ.  что  игра сама по себѣ  является  способомъ  умствен-
           2)  Возрастъ.  Возрастъ  играющихъ  тоже имѣетъ   наго  развитія  дѣтей. Ясно,  что  подобно  тому,  какъ
        значеніе  при  выборѣ  игры.                       нельзя  предложить  мальчику  четырнадцати  лѣтъ,
           Очевидно,  что  игра  должна  находиться  въ  из-  развитому  и Способному, читать  сказки о  Бабѣ-Ягѣ
        вѣстномъ  соотвѣтствіи  съ  возрастомъ  играющаго.  и  Иванъ  Царевичѣ,  такъ  и  нельзя  предложить  ему
        То,  что  интересно  для мальчика въ  8  лѣтъ,  не мо-  такую  игру,  какъ,  напр.,  прятки  или  жмурки,  не
        жетъ  быть  интересно  для  мальчика  въ  12  или  14  требующую  отъ  него  ни  малѣйшаго  умственнаго
        лѣтъ.  Очевидно,  было  бы нелѣпо  предлагать  четыр-  напряженія.
        надцатилѣтнимъ  мальчикамъ играть въ  лошадки  или
        въ  горѣлки,  или  четырнадцатилѣтнимъ  дѣвушкамъ     5)  Слѣдуетъ  остереіаться  довести  дѣтей  до  пере-
        прыгать  черезъ  веревку.                          утомленія.  Это  весьма  существенное  обстоятель-
           Правда,  возрастъ  не  всегда  имгйетъ  рѣшающее  ство.  Съ  одной  стороны  игра  должна  продолжаться
        значеніе  при  выборѣ  игры;  такъ  мальчикъ  12  и  столько  времени,  чтобы  не надоѣла  играющему;  съ
                                                                                      имѣлъ
                                                                              играющій
        мальчикъ  14  лѣтъ  или  мальчикъ  8  и  мальчикъ  10  другой—столько,  чтобы  нервно-мышечной  возмож-
                                                                      maximum
                                                                                            энергіи.
                                                            ность
                                                                развить
        лѣтъ  могутъ  стоять  на  одинаковой  степени  физи-  Во  всякомъ  всегда нужно  имѣть  въ  виду—
        ческаго  и  умственнаго  развитія.  Все  же  возрастъ        случаѣ
        играющаго имѣетъ значеніе  по столько,  по  сколько  не  вызвать  въ  играю щ?мъ  переутомленія.
        онъ  вліяетъ  на  степень  занимательности  данной    Для  слабыхъ,  болѣзненныхъ дѣтей,  быстро  уто-
        игры  для  участвующаго  въ  ней,  по  сколько  онъ  мляющихся,  игры  должны  быть  ограничены  незна-
        вліяетъ  на  рефлекторный  движенія,  связанный  съ  чительнымъ  срокомъ;  начинать  надо  съ  самыхъ
        игрой.                                             легкихъ  игръ.  Нужно  однако  помнить,  что  со  вся-
           3)  Полъ  играющаго  имѣетъ нѣкоторое  значеніе.  кимъ  разомъ движенія будутъ  вызывать  все  меньше
        Вопросъ,  допустимо  ли  совмѣстное  участіе  д-Ьво-  усталости,  и  что  со  временемъ  возможно  будетъ
        чекъ  и  мальчиковъ  въ  играхъ,  уже  рѣшенъ  окон-  сдѣлать  переходъ  къ  болѣе  сложнымъ  играмъ.
        чательно. Въ  нѣкоторыхъ  западныхъ  государствахъ  Малокровіе,  общая  слабость,  не  должны  служить
        и  Соединенныхъ Штатахъ  Сѣв.  Америки  гдѣ  маль-  противопоказаніемъ  къ  играмъ.  Напротивъ,  для
        чики  и  дѣвочки  обучаются  въ  школахъ  вмѣсгЬ,  дѣтей,  страдающихъ  отъ  природы  слабымъ  здо-
        игры  тоже устраиваются  общія для обоихъ  половъ.  ровьемъ,  тѣлесныя  упражнения  особенно  важны  и
        Во  всякомъ  случаѣ  до  12—13  лѣтъ  дѣти  обоихъ  цѣнны.  Чувство  усталости,  вызываемое  играми  пер-
        половъ  могутъ  совмѣстно  участвовать  въ  игрѣ.  вое  время,  не  можетъ  служить  препятствіемъ  для
          И  для  болѣе  старшихъ  дѣтей  возможно  устра-  дальнѣйшаго  продолженія  ихъ.  Повторяясь  много
        ивать  общія  игры,  что будетъ  имѣтъ  благодѣтель-  разъ,  движенія,  входящія  въ  игру,  становятся  все
        ное  вліяніе  на развитіе  физической  силы у  дѣвочекъ  легче,  и  совершаются  все съ  меньшей тратой  нерв-
        ибудетъ  способствовать  облагороженію  характера  ной  энергіи.  Особенно,  если  игры  происходить  на
        мальчиковъ.                                        открытомъ  воздух'1;,  чувство  усталости  появляется
          4)  Степень  умственнаго  развитія  дѣтей  тоже  только  спустя  извѣстный  періодъ  времени.
        слѣдуетъ  принять  во  вниманіе  при  выборѣ  игръ.   И  такъ  предѣломъ  продолжительности  игры
        Чѣмъ  болѣе  развитъ  ребенокъ,  тѣмъ  игра  должна  слѣдуетъ считать срокъ, въ теченіе котораго  играю-
        быть  осмысленнѣе,  сдожнѣе;  но  сложность  игры  щій  развиваетъ  высшую степень  нервно-мышечнаго
        не  должна  идти  въ  ущербъ  ея  занимательности.  напряженія,  при  отсутствін  чз вства  переутомленія.
                                                                                  т
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34