Page 22 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 22

воспитывающихся  въ  роскоши  и  комфортѣ.  Внима-  осматриваетъ  тотъ  или  другой  предметъ;  онъ  не
 тельное  наблюденіе  дѣтской  природы  легко  разрз'-  удовлетворяется  простымъ  разглядываніемъ  его,
 шаетъ  такое  воззрѣніе.  Достаточно  понаблюдать  онъ  схватываешь  его въ  руки, ощупываетъ,  кусаетъ,
 нѣкоторое  время  за  маленькимъ ребенкомъ,  чтобы  и это естественно: онъ изучаетъ  предметъ,  узнаетъ
 З'бѣдиться  въ  томъ,  что игра  представляешь  не  на-  его  форму,  осязательный  ощущенія,  проводимыя
 вязанное  дѣтямъ  развлеченіе,  не  одинъ  продз'ктъ  къ  его  мозгу,  соединяясь  съ  ощущеніями  зритель-
 педагогической  мудрости,  но что  корни ея  кроются  ными,  слуховыми,  обонятельными,  получаемыми  отъ
 въ  самыхъ  условіяхъ духовнаго  и физическаго  раз-  предмета,  образуютъ  въ  большихъ  полушаріяхъ
 вита  дФтей.  Ребенокъ  рождается  на  свѣтъ  съ  опредѣленное  представление  о  данной  вещи,  выче-
 весьма  слабой  способностью  воспріятія  внешняго  каниваюп;ееся  въ  корѣ  полушарій.
 міра.  Мозговая  деятельность  находится  еще  въ  Мы  должны  признать,  что  стремленіе  къ  по-
 зачатке  и  не  идешь  дальше  элементарныхъ  ошу^-  знанію  внѣшняго  міра  есть  врожденная  до  извѣст-
 щеній  тепла  и  холода.  Масса  зрительныхъ  и  слу-  ной  степени  наклонность  у дѣтей. Такъ  мы должны,
 ховыхъ  впечатленій  врывается  въ  душз'  ребенка  по  крайней  мѣрѣ, заключить,  видя,  съ  какимъ  усер-
 уже  съ  первыхъ  дней,  но вначале  воспринимаются  діемъ  ребенокъ  6—8  мѣсяцевъ  вдвигаешь  и  выдви-
 его мозгомъ,какъ безформенные сливающіеся образы.   гаешь  ящикъ,  съ  какимъ упорствомъ  онъ  бросаетъ
 Но  вотъ  ребенокъ  подрастаетъ,  внешній  міръ  иногда  на  полъ  игрушку,  мячъ.  Это  можетъ  по-
                                          про-
                       на
                          самомъ
                                       онъ
              капризомъ,
                                же
                                  дѣлѣ
 посылаетъ  ему  все  больше  и  больше  раздраженіп,  казаться свои  силы,  изслѣдуетъ  качество  предмета.
        буешь
 все  это  подлежитъ  осмысливанію,  превращенію  въ  Это  вдвиганіе  и  выдвиганіе  ящика,  это  упорное
 элементы  сознательной  психической  жизни.  Какз'ю
 колоссальную  работу  совершаешь  мозгъ  ребенка  метаніе  ящика  и  представляютъ  собой  элементар-
                              даже
                                  больше,
           игры
        ным
                      скажемъ
               ребенка,
                                        первые
 въ  промежутокъ  времени  между  первыми  днями
 жизни,  когда  его  безсознательный  тупой  взглядъ  зародыши игры,  простѣйшую  форму  ихъ  мы должны
 разсеянно  и  поверхностно  скользишь  по  ближай-  видѣть и  въ  тѣхъ  шаловливыхъ  движеніяхъ  ручен-
                     которым
              ножками,
        ками
                                           уже
                                   ребенокъ
                            дѣлаетъ
 шимъ  къ  немз'  предметамъ,  и  тѣмъ  періодомъ,
                мѣсяцы
 когда  ребенокъ  начинаетъ  сознательно  протягивать  въ  первые коренится  своей жизни.  Итакъ,  стремленіе
                                      ребенка и
                       глубоко
        къ
                             въ
           игрѣ
                                природѣ
 рученки  къ  своей  матери  и внимательно  разгляды-  имѣетъ  въ  своей  познаніе  внѣшняго  міра.
 вать  предметы!     основѣ
 Совершаетъ  ли  мозгъ эту  чудодѣйственную  ра-  Съ  этой  точки  зрѣнія  игра  получаетъ  весьма
 боту  безъ  всякаго  вмѣшательства  со стороны  окрз'-  важное  значеніе  какъ  опредѣленная  форма  органи-
 жающихъ?  Нѣтъ.  Оставьте  ребенка  на  дикомъ  ческаго  развитія.  Дѣйствитедьно,  склонность  къ
 островѣ,  удалите  отъ  него  людей,  спрячьте  отъ  играмъ  замѣчается  даже  у  животныхъ  и  дикарей.
 него  мячъ,  палку, стулъ, столъ,  лампу,  предоставьте  И въ  дальнѣйшемъ  возрастѣ дѣтей ясно  выступаетъ
 его  только  себѣ,  и  не  пройдетъ  нѣсколько  дней,  врожденная  наклонность  дѣтей  къ  игрѣ;  даже  са-
 какъ онъ  одичаетъ,  изолировать ребенка отъ  внѣш-  мыя  слабыя  дѣти  играютъ  въ  какія-нибудь  игры,
 няго  міра—вѣрный  способъ  сдѣлать  его  идіотомъ.  безъ  всякаго  указанія  съ  чьей-либо  стороны,  дѣти
 Познаніе  внѣшняго  міра  дается  слѣдовательно  дѣ-  бѣгаютъ,  прыгаютъ,  перегоняютъ другъ друга и т. д.
 тямъ  не  сразз',  а  путемъ  постепеннаго  знакомства  Представленіе  о  томъ,  что  всѣ  эти  игривыя.
 съ  окружающими  предметами.  движенія,  продѣлываемыя маленькими героями,  есте-
 Всякому  приходилось,  конечно,  видѣть,  съ  ка-  ственны  и  неизбѣжны  при  нормальномъ  развитш
 кимъ  вниманіемъ,  съ  какой серіозностью  ребенокъ  организма,  до  того  прочно укоренилось въ  нашемъ
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27