Page 22 - Детские_игры_на_дворе_и_дома
P. 22
воспитывающихся въ роскоши и комфортѣ. Внима- осматриваетъ тотъ или другой предметъ; онъ не
тельное наблюденіе дѣтской природы легко разрз'- удовлетворяется простымъ разглядываніемъ его,
шаетъ такое воззрѣніе. Достаточно понаблюдать онъ схватываешь его въ руки, ощупываетъ, кусаетъ,
нѣкоторое время за маленькимъ ребенкомъ, чтобы и это естественно: онъ изучаетъ предметъ, узнаетъ
З'бѣдиться въ томъ, что игра представляешь не на- его форму, осязательный ощущенія, проводимыя
вязанное дѣтямъ развлеченіе, не одинъ продз'ктъ къ его мозгу, соединяясь съ ощущеніями зритель-
педагогической мудрости, но что корни ея кроются ными, слуховыми, обонятельными, получаемыми отъ
въ самыхъ условіяхъ духовнаго и физическаго раз- предмета, образуютъ въ большихъ полушаріяхъ
вита дФтей. Ребенокъ рождается на свѣтъ съ опредѣленное представление о данной вещи, выче-
весьма слабой способностью воспріятія внешняго каниваюп;ееся въ корѣ полушарій.
міра. Мозговая деятельность находится еще въ Мы должны признать, что стремленіе къ по-
зачатке и не идешь дальше элементарныхъ ошу^- знанію внѣшняго міра есть врожденная до извѣст-
щеній тепла и холода. Масса зрительныхъ и слу- ной степени наклонность у дѣтей. Такъ мы должны,
ховыхъ впечатленій врывается въ душз' ребенка по крайней мѣрѣ, заключить, видя, съ какимъ усер-
уже съ первыхъ дней, но вначале воспринимаются діемъ ребенокъ 6—8 мѣсяцевъ вдвигаешь и выдви-
его мозгомъ,какъ безформенные сливающіеся образы. гаешь ящикъ, съ какимъ упорствомъ онъ бросаетъ
Но вотъ ребенокъ подрастаетъ, внешній міръ иногда на полъ игрушку, мячъ. Это можетъ по-
про-
на
самомъ
онъ
капризомъ,
же
дѣлѣ
посылаетъ ему все больше и больше раздраженіп, казаться свои силы, изслѣдуетъ качество предмета.
буешь
все это подлежитъ осмысливанію, превращенію въ Это вдвиганіе и выдвиганіе ящика, это упорное
элементы сознательной психической жизни. Какз'ю
колоссальную работу совершаешь мозгъ ребенка метаніе ящика и представляютъ собой элементар-
даже
больше,
игры
ным
скажемъ
ребенка,
первые
въ промежутокъ времени между первыми днями
жизни, когда его безсознательный тупой взглядъ зародыши игры, простѣйшую форму ихъ мы должны
разсеянно и поверхностно скользишь по ближай- видѣть и въ тѣхъ шаловливыхъ движеніяхъ ручен-
которым
ножками,
ками
уже
ребенокъ
дѣлаетъ
шимъ къ немз' предметамъ, и тѣмъ періодомъ,
мѣсяцы
когда ребенокъ начинаетъ сознательно протягивать въ первые коренится своей жизни. Итакъ, стремленіе
ребенка и
глубоко
къ
въ
игрѣ
природѣ
рученки къ своей матери и внимательно разгляды- имѣетъ въ своей познаніе внѣшняго міра.
вать предметы! основѣ
Совершаетъ ли мозгъ эту чудодѣйственную ра- Съ этой точки зрѣнія игра получаетъ весьма
боту безъ всякаго вмѣшательства со стороны окрз'- важное значеніе какъ опредѣленная форма органи-
жающихъ? Нѣтъ. Оставьте ребенка на дикомъ ческаго развитія. Дѣйствитедьно, склонность къ
островѣ, удалите отъ него людей, спрячьте отъ играмъ замѣчается даже у животныхъ и дикарей.
него мячъ, палку, стулъ, столъ, лампу, предоставьте И въ дальнѣйшемъ возрастѣ дѣтей ясно выступаетъ
его только себѣ, и не пройдетъ нѣсколько дней, врожденная наклонность дѣтей къ игрѣ; даже са-
какъ онъ одичаетъ, изолировать ребенка отъ внѣш- мыя слабыя дѣти играютъ въ какія-нибудь игры,
няго міра—вѣрный способъ сдѣлать его идіотомъ. безъ всякаго указанія съ чьей-либо стороны, дѣти
Познаніе внѣшняго міра дается слѣдовательно дѣ- бѣгаютъ, прыгаютъ, перегоняютъ другъ друга и т. д.
тямъ не сразз', а путемъ постепеннаго знакомства Представленіе о томъ, что всѣ эти игривыя.
съ окружающими предметами. движенія, продѣлываемыя маленькими героями, есте-
Всякому приходилось, конечно, видѣть, съ ка- ственны и неизбѣжны при нормальномъ развитш
кимъ вниманіемъ, съ какой серіозностью ребенокъ организма, до того прочно укоренилось въ нашемъ