Page 212 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 212
— 196 —
дуетъ заботиться о провѣтриваніи комнаты и о подходящей пищѣ, ію и о его
движеніяхъ.
Физическія упражненія имѣютъ особенное значеніе въ нашъ нервный вѣкъ
уже потому, что онѣ приводятъ въ равновѣсіе всѣ отправленія организма,
что такъ важно для уснѣховъ умственнаго развитія, и при этомъ представ
ляютъ прекрасный отдыхъ послѣ умственнаго труда; они волеюневолею ,со
средоточиваютъ на себѣ всѣ силы и даютъ покой уму. Самымъ лучшимъ фи
зическимъ упражненіемъ служатъ работы въ огородѣ и въ саду, къ которымъ
необходимо пріучать дѣтей послѣ Ь—4 лѣтняго возраста, о чемъ, впрочемъ,
мы подробно будемъ говорить ниже.
Прекраснымъ и въ высшей степени полезнымъ упражненіемъ и отды
хомъ послѣ умственнаго труда служитъ плаваніе, къ которому дѣтей слѣ
дуетъ пріучать уже послѣ 4—5 лѣтъ. Вообще они должны привыкать любить
воду, чувствовать потребность въ купаніи и плаваніи, что служитъ въ то же
время прекраснымъ развлеченіемъ и оказываетъ благодѣтельное вліяніе на
пищевареніе, питаніе, дыханіе и кровообращеніе и въ то же время способ
ствуете развитію ловкости, смѣлости и самообладанія.
Что касается различныхъ зрѣлищъ, то далеко не всѣ, практикуемыя у
насъ, могутъ служить здоровымъ развлеченіемъ и надлежащимъ отдыхомъ.
Наиболѣе распространеннымъ зрѣлищемъ для дѣтей служатъ цирки, гдѣ
акробаты, съ опасностью жизни, показываютъ разныя штуки, а укротители
дикихъ звѣрей входятъ къ нимъ въ клѣтки. При этихъ зрѣлищахъ, даже у
взрослыхъ, отъ ужаса морозъ пробираетъ по кожѣ... Какъ же они должны
волновать дѣтей! Между тѣмъ все, что вызываетъ душевное волненіе въ ре
бенкѣ, въ высшей степени гибельно отзывается на его здоровьѣ, а слѣдова
тельно не можетъ считаться полезнымъ для него отдыхомъ. Что же касается
клоуновъ, то они своею дракою, визгомъ, криками, глупыми шутками и
пошлыми остротами едва ли могутъ содѣйствовать развитію эстетическаго
чувства.
Многіе воснитатели возбуждаютъ вопросъ: полезныли для дѣтей теат
ральныя представленія. Въ томъ видѣ, въ какомъ они существуютъ въ на
стоящее время, они совсѣмъ не приноровлены для дѣтей. Піесы же для взро
слыхъ, въ которыхъ преимущественно разрабатываютъ вопросы любви и
адюльтера или проводятъ глубокія философскія и соціальныя идеи, непо
нятны для нихъ и совершенно преждевременны. Между тѣмъ воздухъ театра,
испорченный вслѣдствіе выдыханія массою зрителей углекислоты, затрудняетъ
дыханіе, а усиленный свѣтъ раздражаетъ зрѣніе. Къ тому же сквозняки пред
ставляютъ много шансовъ для простуды, а поздній часъ представленій раз
дражаетъ нервы ребенка и заставляетъ его тревожно провести ночь, слѣдую
щую за театральнымъ представленіемъ.
Сколько времени слѣдуетъ посвящать отдыху, трудно точно опредѣлить.
Это въ сильной степени зависитъ отъ индивидуальной потребности каждаго,
отъ его организации и степени его здоровья. Но вообще принято считать,
что наиболѣе правильно и законно дѣлить сутки взрослаго и совершенно
здороваго человѣка на три части: 8 ч. труда, 8 ч. сна и 8 ч. отдыха. Но и
эти 8 ч., даже и совершенно здоровому человѣку, не слѣдуетъ работать сряду:
необходимо непремѣнно давать себѣ. отдыхъ черезъ каждые 1Ѵ2—2 часа.
Кромѣ ежедневнаго отдыха обязателенъ для взрослыхъ, и тѣмъ болѣе для дѣ
тей, отдыхъ воскресный и не только вслѣдствіе требованія религіи, но и вслѣд
ствіе требованія гигіены. Вотъ что говоритъ по этому поводу проф. Сикорскій:
«У всѣхъ культурныхъ народовъ Европы, Азіи и Америки съ незапамятныхъ