Page 212 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 212

— 196 —

   дуетъ заботиться о провѣтриваніи комнаты и о подходящей пищѣ, ію и о его
   движеніяхъ.
        Физическія упражненія имѣютъ особенное значеніе въ нашъ нервный вѣкъ
   уже потому, что онѣ приводятъ въ равновѣсіе всѣ отправленія организма,
   что такъ важно для уснѣховъ умственнаго развитія, и при этомъ представ­
   ляютъ прекрасный отдыхъ послѣ умственнаго труда; они волею­неволею ,со­
   средоточиваютъ на себѣ всѣ силы и даютъ покой уму. Самымъ лучшимъ фи­
   зическимъ упражненіемъ служатъ работы въ огородѣ и въ саду, къ которымъ
   необходимо пріучать дѣтей послѣ Ь—4 лѣтняго возраста, о чемъ, впрочемъ,
   мы подробно будемъ говорить ниже.
        Прекраснымъ и въ высшей степени полезнымъ упражненіемъ и отды­
   хомъ послѣ умственнаго труда служитъ плаваніе, къ которому дѣтей слѣ­
   дуетъ пріучать уже послѣ 4—5 лѣтъ. Вообще они должны привыкать любить
   воду, чувствовать потребность въ купаніи и плаваніи, что служитъ въ то же
   время прекраснымъ развлеченіемъ и оказываетъ благодѣтельное вліяніе на
   пищевареніе, питаніе, дыханіе и кровообращеніе и въ то же время способ­
   ствуете развитію ловкости, смѣлости и самообладанія.
        Что касается различныхъ зрѣлищъ, то далеко не всѣ, практикуемыя у
   насъ, могутъ служить здоровымъ развлеченіемъ и надлежащимъ отдыхомъ.
   Наиболѣе распространеннымъ зрѣлищемъ для дѣтей служатъ цирки, гдѣ
   акробаты, съ опасностью жизни, показываютъ разныя штуки, а укротители
   дикихъ звѣрей входятъ къ нимъ въ клѣтки. При этихъ зрѣлищахъ, даже у
   взрослыхъ, отъ ужаса морозъ пробираетъ по кожѣ... Какъ же они должны
   волновать дѣтей! Между тѣмъ все, что вызываетъ душевное волненіе въ ре­
   бенкѣ, въ высшей степени гибельно отзывается на его здоровьѣ, а слѣдова­
   тельно не можетъ считаться полезнымъ для него отдыхомъ. Что же касается
   клоуновъ, то они своею дракою, визгомъ, криками, глупыми шутками и
   пошлыми остротами едва ли могутъ содѣйствовать развитію эстетическаго
   чувства.
        Многіе воснитатели возбуждаютъ вопросъ: полезны­ли для дѣтей теат­
   ральныя представленія. Въ томъ видѣ, въ какомъ они существуютъ въ на­
   стоящее время, они совсѣмъ не приноровлены для дѣтей. Піесы же для взро­
   слыхъ, въ которыхъ преимущественно разрабатываютъ вопросы любви и
   адюльтера или проводятъ глубокія философскія и соціальныя идеи, непо­
   нятны для нихъ и совершенно преждевременны. Между тѣмъ воздухъ театра,
   испорченный вслѣдствіе выдыханія массою зрителей углекислоты, затрудняетъ
   дыханіе, а усиленный свѣтъ раздражаетъ зрѣніе. Къ тому же сквозняки пред­
   ставляютъ много шансовъ для простуды, а поздній часъ представленій раз­
   дражаетъ нервы ребенка и заставляетъ его тревожно провести ночь, слѣдую­
   щую за театральнымъ представленіемъ.
        Сколько времени слѣдуетъ посвящать отдыху, трудно точно опредѣлить.
   Это въ сильной степени зависитъ отъ индивидуальной потребности каждаго,
   отъ его организации и степени его здоровья. Но вообще принято считать,
   что наиболѣе правильно и законно дѣлить сутки взрослаго и совершенно
   здороваго человѣка на три части: 8 ч. труда, 8 ч. сна и 8 ч. отдыха. Но и
   эти 8 ч., даже и совершенно здоровому человѣку, не слѣдуетъ работать сряду:
   необходимо непремѣнно давать себѣ. отдыхъ черезъ каждые 1Ѵ2—2 часа.
   Кромѣ ежедневнаго отдыха обязателенъ для взрослыхъ, и тѣмъ болѣе для дѣ­
   тей, отдыхъ воскресный и не только вслѣдствіе требованія религіи, но и вслѣд­
   ствіе требованія гигіены. Вотъ что говоритъ по этому поводу проф. Сикорскій:
   «У всѣхъ культурныхъ народовъ Европы, Азіи и Америки съ незапамятныхъ
   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217