Page 211 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 211
— 195 —
Но вотъ ребенокъ достаточно выросъ; онъ.не удовлетворяется больше
тѣмъ, что неопредѣленно тянется изъ одной комнаты въ другую; онъ проявляете
уже болѣе осмысленныя движенія: то погонится за бабочкой, то ловитъ муху.
Все это, конечно, скоро ему надоѣдаетъ, и если вы,не изобрѣтете множества
подвияшыхъ игръ, не дадите ему товарищества, которое еще болѣе побуж
даете его къ дѣятельности, то и въ это время могутъ явиться тысячи обстоя
тельствъ, при которыхъ погибнетъ хорошо начатое вами дѣло воспитанія.
Подвижныя игры не должны быть устроены по командѣ, по нѣмецки:
такъ онѣ не принесли бы никакой пользы, потому что движенія только тогда
и могутъ быть полезны, когда онѣ совершенно свободны и доставляюсь дѣ
тямъ шумную, веселую радость. Тутъ многіе могутъ замѣтить, что и всякая
игра нѣсколько стѣсняетъ, что лучше уже просто предоставить ребенку
полную свободу ходить на четверенькахъ, кувыркаться, топать ногами. Все
это совершенно необходимо, и воспитатели не должны нисколько стѣснять
этого наивнаго выраженія дѣтской веселости; но и подвижныя игры, какъ мы
увидимъ ниже, имѣютъ не малое значеніе для дѣтей. Что касается шумнаго
веселья, какъ бы подъчасъ оно ни было тяжело для воспитателя, подавлять
его не слѣдуетъ, такъ какъ оно одно изъ главныхъ способовъ, служащихъ
къ развитію мускуловъ и вполнѣ здоровой организаціи. „Отрада", говорите
Спенсеръ, „есть самое сильное изъ тонвческихъ средствъ. Ускоряя обращеніе
крови, оно облегчаетъ отправление всѣхъ другихъ функцій и такимъ образомъ
упрочиваетъ здоровье и возстановляетъ его, когда оно разстроено. Крайній
иптересъ дѣтей къ играмъ, буйная радость, съ которою они приступаюсь къ
новымъ шалостямъ, столь же важны, какъ и сопровождающее ихъ движеніе".
Если вы съ самаго рожденія ребенка никогда не стѣсняли его тѣлодви
женій, потребность къ шумной игрѣ, къ буйной, неудержимой веселости про
является весьма не надолго. Онъ хочетъ еще играть, но быстрыя, буйныя
тѣлодвЕшенія его физически ■ утомили; ему нужно теперь тихое, болѣе про
должительное удовольствіе, которое возбуждало бы и оживляло его умъ. Обык
новенно послѣ такого буйства ребенокъ сразу дѣлается грустнымъ и при
стаете къ родителямъ съ неизмѣннымъ вопросомъ: что дѣлать? Но онъ дѣлать
еще ничего не можете; вотъ тутъто вы и должны помочь ему изобрѣсти игру,
въ которой бы онъ и душою, и тѣломъ принималъ живое участіе и могъ бы
мало по малу успокоиться послѣ сильнаго возбужденія.
Особенно приносятъ пользу тѣ подвижныя игры, въ которыхъ ребенку
предоставлена наибольшая свобода для движенія и для его собственной фантазіи.
Намъ пришлось быть однажды свидѣтельницей такой сцены. Въ одномъ
дѣтскомъ саду дѣти въ подвижной игрѣ пѣли, представляя на нѣмецкій ладъ
лягушку, птицу и другихъ лшвотныхъ. Одинъ мальчикъ, наскучивъ однообра
зіемъ, тѣмъ болѣе, что ему уже чутьли не шестой разъ выпадало на долю
представлять все одно и то же животное, вскричалъ: „да что это все одно и
то же? Я лучше вотъ что покажу!" —и ребенокъ пустился отхватывать трепака.
Дѣти расхохотались и оживились и, какъ по знаку, въ тактъ стали прихло
пывать въ ладоши, но воспитательница не дала расходиться русскому нраву,
удалила изъ общества зачинщика и первая монотонно затянула прерванную,
исковерканную на русскій ладъ нѣмецкую пѣсню: „Ужъ, ты, лягушечка, по
скачи, попляши, моя душечка".
Конечно, такія подвижныя игры приносятъ гораздо болѣе вреда, чѣмъ
пользы. Такимъ воспитателямъ слѣдуетъ чаще вспоминать извѣстное изрѣче
ніе: „вамъ никогда не удастся воспитать мудрецовъ, если вы не воспитаете
шалуновъ". И такъ, при физическомъ уходѣ за ребенкомъ, не только слѣ
13*13*13*13*