Page 211 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 211

— 195 —

        Но вотъ ребенокъ достаточно выросъ; онъ.не удовлетворяется больше
   тѣмъ, что неопредѣленно тянется изъ одной комнаты въ другую; онъ проявляете
   уже болѣе осмысленныя движенія: то погонится за бабочкой, то ловитъ муху.
   Все это, конечно, скоро ему надоѣдаетъ, и если вы,не изобрѣтете множества
   подвияшыхъ игръ, не дадите ему товарищества, которое        еще болѣе побуж­
   даете его къ дѣятельности, то и въ это время могутъ явиться тысячи обстоя­
   тельствъ, при которыхъ погибнетъ хорошо начатое вами дѣло воспитанія.
        Подвижныя игры не должны быть устроены по командѣ, по нѣмецки:
   такъ онѣ не принесли бы никакой пользы, потому что движенія только тогда
   и могутъ быть полезны, когда онѣ совершенно свободны и доставляюсь дѣ­
   тямъ шумную, веселую радость. Тутъ многіе могутъ замѣтить, что и всякая
   игра нѣсколько стѣсняетъ, что лучше        уже просто предоставить ребенку
   полную свободу ходить на четверенькахъ, кувыркаться, топать ногами. Все
   это совершенно необходимо, и воспитатели не должны нисколько стѣснять
   этого наивнаго выраженія дѣтской веселости; но и подвижныя игры, какъ мы
   увидимъ ниже, имѣютъ не малое значеніе для дѣтей. Что касается шумнаго
   веселья, какъ бы подъ­часъ оно ни было тяжело для воспитателя, подавлять
   его не слѣдуетъ, такъ какъ оно одно изъ главныхъ способовъ, служащихъ
   къ развитію мускуловъ и вполнѣ здоровой организаціи.      „Отрада", говорите
   Спенсеръ, „есть самое сильное изъ тонвческихъ средствъ. Ускоряя обращеніе
   крови, оно облегчаетъ отправление всѣхъ другихъ функцій и такимъ образомъ
   упрочиваетъ здоровье и возстановляетъ его, когда оно разстроено. Крайній
   иптересъ дѣтей къ играмъ, буйная радость, съ которою они приступаюсь къ
   новымъ шалостямъ, столь же важны, какъ и сопровождающее ихъ движеніе".
        Если вы съ самаго рожденія ребенка никогда не стѣсняли его тѣлодви­
   женій, потребность къ шумной игрѣ, къ буйной, неудержимой веселости про­
   является весьма не надолго.   Онъ хочетъ еще играть, но быстрыя, буйныя
   тѣлодвЕшенія его физически ■ утомили; ему нужно теперь тихое, болѣе про­
   должительное удовольствіе, которое возбуждало бы и оживляло его умъ. Обык­
   новенно послѣ такого буйства ребенокъ сразу дѣлается грустнымъ и при­
   стаете къ родителямъ съ неизмѣннымъ вопросомъ: что дѣлать? Но онъ дѣлать
   еще ничего не можете; вотъ тутъ­то вы и должны помочь ему изобрѣсти игру,
   въ которой бы онъ и душою, и тѣломъ принималъ живое участіе и могъ бы
   мало по малу успокоиться послѣ сильнаго возбужденія.
        Особенно приносятъ пользу тѣ подвижныя игры, въ которыхъ ребенку
   предоставлена наибольшая свобода для движенія и для его собственной фантазіи.
        Намъ пришлось быть однажды свидѣтельницей такой сцены. Въ одномъ
   дѣтскомъ саду дѣти въ подвижной игрѣ пѣли, представляя на нѣмецкій ладъ
   лягушку, птицу и другихъ лшвотныхъ. Одинъ мальчикъ, наскучивъ однообра­
   зіемъ, тѣмъ болѣе, что ему уже чуть­ли не шестой разъ выпадало на долю
   представлять все одно и то же животное, вскричалъ: „да что это все одно и
   то же? Я лучше вотъ что покажу!" —и ребенокъ пустился отхватывать трепака.
   Дѣти расхохотались и оживились и, какъ по знаку, въ тактъ стали прихло­
   пывать въ ладоши, но воспитательница не дала расходиться русскому нраву,
   удалила изъ общества зачинщика и первая монотонно затянула прерванную,
   исковерканную на русскій ладъ нѣмецкую пѣсню: „Ужъ, ты, лягушечка, по­
   скачи, попляши, моя душечка".
        Конечно, такія подвижныя игры приносятъ гораздо болѣе вреда, чѣмъ
   пользы. Такимъ воспитателямъ слѣдуетъ чаще вспоминать извѣстное изрѣче­
   ніе: „вамъ никогда не удастся воспитать мудрецовъ, если вы не воспитаете
   шалуновъ". И такъ, при физическомъ уходѣ за ребенкомъ, не только слѣ­
                                                                         13*13*13*13*
   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216