Page 215 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 215

— 199 —

   и дитя постепенно успокоивается, но, поглядывая на кошку изподтишка, оно
   постоянно отворачиваетъ отъ нея голову въ другую сторону. Когда мать
   хочетъ взять его ручку и погладить ею кошку, чтобы убѣдить его, что ея
   нечего бояться, ребенокъ опять съ горечью сжимаетъ свои губки и готовь
   снова   разразиться  плачемъ.   На   другой   день, когда къ нему вносятъ
   кошку, онъ изъ кроватки бросается къ матери на руки, точно спасаясь отъ
   страпшаго звѣря, но уже не плачетъ болѣе. Къ концу недѣли ребенокъ на­
   столько привыкаетъ къ кошкѣ, что гладитъ ее, требуетъ, чтобы она пришла,
   когда не видитъ ея въ комнатѣ.
        Одиннадцатимѣсячный мальчикъ затрясся всѣмъ тѣломъ и поднялъ страш­
   ный крикъ, когда впервые услыхалъ собачій лай въ сосѣдней комнатѣ. То же
   случилось съ нимъ, когда онъ въ первый разъ услыхалъ звуки фортепіано.
        Иногда ребенка пугаетъ знакомый предметъ, видѣнный имъ много разъ,
   но впервые представшій передъ его глазами съ новой точки зрѣнія. „Когда
   моему ребенку", говорить Дарвинъ, „было 137 дней, я пошелъ къ нему спиной
   и потомъ вдругъ остановился; онъ тотчасъ же сдѣлалъ очень серьезное и
   испуганное лицо, и, навѣрное, началъ бы плакать, еслибы я не обернулся
   къ нему. Тогда его лицо тотчасъ повеселѣло, и онъ началъ улыбаться".
   („Наблюденія надъ жизнію ребенка").
        Мать подходитъ въ красномъ платкѣ, который она надѣла въ первый
   разъ, къ своей 10­ти­мѣеячной дѣвочкѣ. Ребенокъ такъ испугался, что за­
   трясся всѣмъ тѣломъ, залился слезами, испустилъ мочу и калъ, бросился къ
   нянѣ и спрятался у нея на плечѣ.
        Въ подобныхъ страхахъ дитяти воспитатели неповинны,—это страхъ
   внезапный, но дурно то, что кромѣ подобнаго страха, который обнаружи­
   вается у нихъ въ первое время младенческой жизни, слѣдовательно помимо
   какого бы то ни было вліянія, къ дѣтямъ постепенно прививаютъ страхъ
   искусственный.
        Когда ребенокъ, послѣ 3­хъ, 4­хъ мѣсяцевъ своей жизни, начинаетъ
   присматриваться къ окружающей обстановкѣ, онъ то и дѣло тянется къ
   предметамъ., привлекающимъ къ себѣ его вниманіе, и мало по малу хватаетъ
   ихъ своими ручейками. Многія нянюшки, чтобы сразу отучить ребенка хва­
   тать извѣстные предметы, очень часто находятъ нужпымъ бить его по рукамъ.
   Другія при этомъ неестественнымъ голосомъ стращаютъ ребенка какой нибудь
   возмутительной ерундой: „нельзя, дитя,    трогать", грозятъ онѣ ему,      ука­
   зывая на блестящую­ кружку, изъ опасенія, что ребенокъ схватитъ ее и разо­
   бьетъ: „кусь—кусь, амъ—амъ", и ребенку показываютъ, какъ кружка можетъ
   его растерзать. Такимъ образомъ, мало по ­малу, развиваютъ у ребенка страхъ къ
   самымъ безобидньшъ предметамъ, а когда онъ подростаетъ, его застраіци­
   ваютъ и запугиваютъ мертвецами, буками, вѣдьмами, мужиками, солдатами.
   Опасаясь, чтобы ребенокъ не убѣжалъ одинъ, ему разсказываютъ о несуще­
   ствующихъ ужасахъ, изобрѣтаютъ, снеціально съ этоюцѣлью, вороха глупостей,
   пошлостей и страшилишь. Ребенокъ вѣритъ всему, что ему говорятъ старшіе,
   какъ потому, что онъ еще легковѣренъ и не опытенъ, такъ и потому, что
   и лично онъ все болѣе убѣждается въ томъ, что въ окружающемъ его мірѣ
   дѣйствительно существуетъ для него много оиаснаго. Такимъ образомъ, вмѣсто
   того, чтобьісъ каждымъ днемъ жизни ребенка уничтожать въ немъ боязливость и
   чувство страха, ихъ область искусственно расширяютъ все болѣе и болѣе.
   Между тѣмъ состояніе страха дѣйствуетъ самымъ пагубнымъ образомъ на
   весь складъ характера ребенка, на его здоровье и нервную систему.
        Дѣйствіе страха на сердце обнаруживается тотчасъ: оно начинаетъ
   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220