Page 210 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 210
— 194 —
въ ко'торомъ сразу очутилось его тѣло, также быстро охлаждается: оиъ схва
тываетъ лихорадку, начинаетъ икать. Вслѣдствіе этого, у него постепенно сла
бѣетъ потребность движенія: тутъ начинаетъ дѣйствовать и привычка, а также
и другія ненормальныя явленія, вызываемыя пеленаніемъ. Прямо вытянутые
члены лежать совершенно неподвижно, до онѣмѣнія, которое весьма трудно
замѣтить воспитателямъ; результатом! же бываетъ плохой, медленный ростъ.
Свивальники стѣсняютъ всѣ главные органы выдѣленія и дыханія, т. е. кишки,
почки, кожу и легкія. Это особенно отзывается на пищевареніи и на заме
дленіи испражненія. Распеленайте слабаго ребенка, и для наблюдательной
матери весь вредъ пеленанія будетъ очевиденъ: онъ сразу начинаетъ испраж
няться. А всѣмъ извѣстно, какое вредное вліяніе имѣетъ на организмъ пре
бываніе въ немъ матеріала, который уже выполнилъ свою задачу, а ме?кду
тѣмъ не выдѣляется изъ него наперекоръ закону природы.
Есть дѣти, и преимущественно очень здоровыя отъ природы, у которыхъ
пеленаніе усиливаетъ деятельность органовъ питанія на счетъ деятельности
органовъ выдѣленія: это выражается въ томъ, что такія дѣти бываютъ не
обыкновенно тяжелы, вялы, съ прозрачною одутловатостью и неестественною
толстотою всего тѣла; ихъ обыкновенно называютъ сырыми. Но какимъ бы
здоровымъ организмомъ ни былъ одаренъ ребенокъ, пеленаніе мѣшаетъ есте
ственному укрѣпленію и развитію кожи, бываетъ причиною, что движенія
становятся неопределенными, безсвязными, боязливыми. Часто и полуторого
довалый ребенокъ, когда вы его распеленываете, не привыкъ еще распоря
жаться своими рученками, не знаетъ, куда ихъ сунуть, и царапастъ себѣ ими
лицо и глаза. А если онъ заснетъ неспеленатый, то безпрестанно вздрагиваетъ,
пугается самаго легкаго шума до сильнѣйшаго сердцебіенія, а иногда и до
нервнаго припадка *).
Начавъ ходить, ребенокъ, подвергавшійся пеленанію, будетъ инстинктивно
избѣгать физической усталости, которая, болѣечѣмъ какое другое средство, избав
ляете дѣтей въ этомъ возрастѣ отъ тайныхъ грѣховъ, преждевременной воз
мужалости и противоестественныхъ пороковъ. Величайшіе психологи счптаютъ
движеніе источникомъ, изъ котораго возникаютъ важныя умственныя способ
ности. Но и тѣ дѣти, которыхъ не пеленаютъ, если они флегматичны уже
отъ природы, становятся вялыми иногда только оттого, что мать ихъ холод
ная и суровая женщина. Она, можетъ быть, и совершенно добросовѣстно
выполняетъ свои обязанности, но обходится съ дѣтьми безъ горячаго участія:
она аккуратно мѣняетъ простыни, кормитъ по часамъ, купаетъ съ термо
метромъ, но при этомъ въ ней не промелькнетъ ни одной искры страстной
материнской любви, она никогда не снизойдетъ до веселой болтовни, до ожив
ленной игры и столь любимой всѣми дѣтьми—возьни. Дѣтей вообще, а осо
бенно вялыхъ, нужно умѣть расшевелить. Еще пока ребенокъ не можетъ си
дѣть, можно придумать всевозможныя мышечныя движенія, которыя укрѣп
ляютъ позвоночный хребетъ, мышцы рукъ и ногъ.
Если маломальски дозволяетъ квартира и есть возможность держать
ребенку ноги тепло и сухо, не только пускайте его ползать на полъ, но
поощряйте это разными средствами. То можно положить на коверъ, въ нѣ
сколькихъ шагахъ отъ него, игрушку, до которой бы онъ могъ доползти, то
звать его къ себѣ. Чѣмъ свободнѣе упражняетъ ребенокъ свои мускулы, тѣмъ
скорѣе крѣпнетъ его организмъ, и онъ становится смѣлымъ и самостоятельнымъ.
*) Мы не говоришь о множествѣ болѣзней, которыя развиваются отъ пеленанія: наше
дѣло указать вредъ этого обычая только по отношенііо къ двнженіямъ дитяти.