Page 210 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 210

— 194 —

   въ ко'торомъ сразу очутилось его тѣло, также быстро охлаждается: оиъ схва­
   тываетъ лихорадку, начинаетъ икать. Вслѣдствіе этого, у него постепенно сла­
   бѣетъ потребность движенія: тутъ начинаетъ дѣйствовать и привычка, а также
   и другія ненормальныя явленія, вызываемыя пеленаніемъ. Прямо вытянутые
   члены лежать совершенно неподвижно, до онѣмѣнія, которое весьма трудно
   замѣтить воспитателямъ; результатом! же бываетъ плохой, медленный ростъ.
   Свивальники стѣсняютъ всѣ главные органы выдѣленія и дыханія, т. е. кишки,
   почки, кожу и легкія. Это особенно отзывается на пищевареніи и на заме­
   дленіи испражненія. Распеленайте слабаго ребенка, и для наблюдательной
   матери весь вредъ пеленанія будетъ очевиденъ: онъ сразу начинаетъ испраж­
   няться. А всѣмъ извѣстно, какое вредное вліяніе имѣетъ на организмъ пре­
   бываніе въ немъ матеріала, который уже выполнилъ свою задачу, а ме?кду
   тѣмъ не выдѣляется изъ него наперекоръ закону природы.
        Есть дѣти, и преимущественно очень здоровыя отъ природы, у которыхъ
   пеленаніе усиливаетъ деятельность органовъ питанія на счетъ деятельности
   органовъ выдѣленія: это выражается въ томъ, что такія дѣти бываютъ не­
   обыкновенно тяжелы, вялы, съ прозрачною одутловатостью и неестественною
   толстотою всего тѣла; ихъ обыкновенно называютъ сырыми. Но какимъ бы
   здоровымъ организмомъ ни былъ одаренъ ребенокъ, пеленаніе мѣшаетъ есте­
   ственному укрѣпленію и развитію кожи, бываетъ причиною, что движенія
   становятся неопределенными, безсвязными, боязливыми. Часто и полуторого­
   довалый ребенокъ, когда вы его распеленываете, не привыкъ еще распоря­
   жаться своими рученками, не знаетъ, куда ихъ сунуть, и царапастъ себѣ ими
   лицо и глаза. А если онъ заснетъ неспеленатый, то безпрестанно вздрагиваетъ,
   пугается самаго легкаго шума до сильнѣйшаго сердцебіенія, а иногда и до
   нервнаго припадка *).
        Начавъ ходить, ребенокъ, подвергавшійся пеленанію, будетъ инстинктивно
   избѣгать физической усталости, которая, болѣечѣмъ какое другое средство, избав­
   ляете дѣтей въ этомъ возрастѣ отъ тайныхъ грѣховъ, преждевременной воз­
   мужалости и противоестественныхъ пороковъ. Величайшіе психологи счптаютъ
   движеніе источникомъ, изъ котораго возникаютъ важныя умственныя способ­
   ности. Но и тѣ дѣти, которыхъ не пеленаютъ, если они флегматичны уже
   отъ природы, становятся вялыми иногда только оттого, что мать ихъ холод­
   ная и суровая женщина. Она, можетъ быть, и совершенно добросовѣстно
   выполняетъ свои обязанности, но обходится съ дѣтьми безъ горячаго участія:
   она аккуратно мѣняетъ простыни, кормитъ по часамъ, купаетъ съ термо­
   метромъ, но при этомъ въ ней не промелькнетъ ни одной искры страстной
   материнской любви, она никогда не снизойдетъ до веселой болтовни, до ожив­
   ленной игры и столь любимой всѣми дѣтьми—возьни. Дѣтей вообще, а осо­
   бенно вялыхъ, нужно умѣть расшевелить. Еще пока ребенокъ не можетъ си­
   дѣть, можно придумать всевозможныя­ мышечныя движенія, которыя укрѣп­
   ляютъ позвоночный хребетъ, мышцы рукъ и ногъ.
        Если мало­мальски дозволяетъ квартира и есть возможность держать
   ребенку ноги тепло и сухо, не только пускайте его ползать на полъ, но
   поощряйте это разными средствами. То можно положить на коверъ, въ нѣ­
   сколькихъ шагахъ отъ него, игрушку, до которой бы онъ могъ доползти, то
   звать его къ себѣ. Чѣмъ свободнѣе упражняетъ ребенокъ свои мускулы, тѣмъ
   скорѣе крѣпнетъ его организмъ, и онъ становится смѣлымъ и самостоятельнымъ.


        *) Мы не говоришь о множествѣ болѣзней, которыя развиваются отъ пеленанія: наше
   дѣло указать вредъ этого обычая только по отношенііо къ двнженіямъ дитяти.
   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215