Page 209 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 209

— 19В —

        Такимъ образомъ гигіена труда—одно изъ главнѣйшихъ условій для
   нормальнаго состоянія нервовъ. Въ высшей степени вредно чрезмѣрно утом­
   лять себя трудомъ, какъ физическимъ, такъ и умственнымъ, но также вредно
   для здоровья вести и праздную жизнь. Психіатры доказываютъ, что праздная
   жизнь не только ведетъ къ разстройству нервовъ, но служить даже источни­
   комъ вырожденія. Трудъ и привычка къ нему съ ранняго дѣтства, интересъ
   къ окружающему необходимы для здоровья, счастія и для поддержки чело­
   вѣческаго достоинства каждаго, но онъ не долженъ истощать человѣка.
        Для этого необходимо соблюдать два главныхъ условія:
        1) Разнообразить трудъ. Мы уже знаемъ, что однообразная мозговая и
   физическая работа столько же содѣйствуютъ переутомленію, сколько и чрез­
   мѣрная работа. При разнообразіи умственнаго труда, онъ несравненно меньше
   утомляетъ, такъ какъ при извѣстной умственной работѣ не всѣ части мозга
   отдыхаютъ въ то время, когда другія работаютъ. "Умственную работу полезно
   разнообразить физическимъ трудомъ. Разнообразіе слѣдуетъ вносить и въ
   сФеРУ удовольствій и развлеченій.
        2) Трудъ долоюенъ чередоваться съ отдыхомъ. Для маленькихъ дѣтей до
   школьнаго возраста, трудъ, состоящій въ постройкѣ домика изъ кубиковъ,
   плетеніи бумажныхъ или шерстяныхъ полосокъ, лѣпкѣ, рисованіи или другомъ
   какомъ нибудь занятіи въ этомъ родѣ, можетъ продолжаться отъ 5 до 7­лѣт­
   няго возраста не болѣе 20—25 минутъ сряду, а для менѣе взрослыхъ про­
   должительность работы должна быть сокращена и на половину означеннаго
   времени; но и эти занятія необходимо смѣнять пѣніемъ, играми, бѣготней, если
   возможно, на чистомъ воздухѣ.
        Великій знатокъ дѣтскаго сердца—Фребель принялъ во вниманіе, при
   распредѣленіи труда, всѣ условія гигіены: матеріалъ, который онъ даетъ для
   дѣтскихъ занятій, позволяетъ безъ конца разнообразить дѣтскій трудъ, что
   укрѣпляетъ нервы и пріучаетъ къ трудолюбію.
        Движеніе имѣетъ огромное значеніе для укрѣпленія не только муску­
   ловъ, но и нервовъ: оно развиваетъ силу, ловкость, содѣйствуетъ уменыпенію
   скопленія жировъ, а вмѣстѣ съ этимъ дѣлаетъ человѣка болѣе подвижнымъ,
   энергичнымъ и помогаетъ успѣшнѣе выдерживать борьбу съ вредными влія­
   ніями, и вообще благотворно дѣйствуетъ на весь организмъ. Благодаря дви­
   женію, дыханіе и кровообращеніе ускоряются, что усиливаетъ аппетитъ и
   улучшаетъ пищевареніе. На нервы движеніе имѣетъ положительно успокои­
   тельное дѣйствіе: увеличивая силу и напряженіе мускуловъ, оно ослабляетъ
   чувствительность.
        Между тѣмъ, какъ только ребенокъ успѣетъ появиться на божій свѣтъ,
   его связываютъ по рукамъ н ногамъ. Вредный обычай пеленанія до сихъ поръ
   господствуетъ еще въ очень многихъ семействахъ. Мы скажемъ объ этомъ
   нѣсколько словъ, чтобы указать гибельное вліяніе этого варварскаго обычая
   на развитіе самостоятельныхъ движеній ребенка.
        Первое обмываніе новорожденнаго, не смотря на всю осторожность, зна­
   чительно раздражаетъ его; къ тому же онъ только­что перемѣнилъ среду,
   гдѣ находился всегда въ одинаково высокой температурѣ, — все это вмѣстѣ
   вызываетъ въ немъ множество разнообразныхъ движеній, и эти­то движенія,
   столь полезныя для возбужденія первой самостоятельной жизненной энергіи,
   подавляютъ, тотчасъ при ихъ проявленіи, пеленками. При повтореніи этихъ
   усиленныхъ движеній, его нѣжное тѣло трется о грубую ткань пеленокъ,
   вслѣдствіе чего происходитъ слишкомъ быстрая и обильная испарина. Вы
   распеленываете ребенка, и эта испарина, отъ вліянія болѣе холоднаго воздуха,
                                                                          13131313
   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214