Page 214 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 214

— 198 —

   сыпаясь ребенокъ долженъ немедленно вставать съ постели, никогда попусту
   не валяясь въ ней; слѣдуетъ также зорко наблюдать за тѣмъ, чтобы при­
   слуга, одѣвая или раздѣвая ребенка, не возилась съ нимъ: эти мѣры крайне
   необходимы для предохранения противъ развитія онанизма и чувственности.
        Отъ разстройства нервной системы болѣе всего можетъ предохранить
   тщательная забота родителей о томъ, чтобы ихъ дѣти были ограждены отъ
   страха, гнѣва, испуга, горя, однимъ словомъ отъ душевныхъ потрясеній во­
   обще, въ высшей степени разстраивающихъ физическое и психическое здоровье
   дѣтей.
        Страхъ бываетъ двоякій: 1) внезапный, когда онъ нежданно, негаданно,
   вдругъ поражаетъ человѣка, и 2)—когда онъ является въ видѣ тяоюкаго пси­
   хическто состоянія, болѣе или менѣе продолжителънаго, что случается тогда,
   когда человѣкъ замѣчаетъ надвигающуюся на него бѣду, ждетъ ее съ минуты
   на минуту и не въ силахъ предотвратить ее.
        У взрослыхъ можетъ быть тотъ и другой видъ страха, но очень малень­
   кихъ дѣтей поражаетъ только внезапный' страхъ, и это понятно: сознаніе
   того, что такое будущее, у нихъ еще не пробудилось, а потому они и не могутъ
   бояться его; но послѣ 272, 3 лѣтъ и маленькія дѣти могутъ испытывать
   чувство страха обоихъ родовъ. Однимъ словомъ, можно сказать съ увѣрен­
   ностію,—чѣмъ раньше знакомятся дѣти съ силою и значеніемъ угрозъ воспи­
   тателей, чѣмъ раньше испытываютъ они наказанія въ родѣ рогозъ, щелчковъ,
   лишеній обѣда и удовольствій, тѣмъ съ болынимъ трепетомъ ждутъ кары за
   содѣянный проступокъ. Такимъ образомъ, къ первичной и единственной формѣ
   внезапнаго страха* къ ребенку мало помалу прививается и другая форма—
   тяжкаго психическаго состоянія.
        Какъ въ первомъ, такъ и .во второмъ случаѣ, т. е. какъ въ моментъ
   ужаса, охватившаго человѣка внезапно, такъ и при тяжеломъ ожиданіи при­
   ближающейся невзгоды, заключаются два элемента: 1) сознаніе своего без­
   силія передъ грозящимъ страданіемъ или несчастіемъ физическимъ или мо­
   ральным^ 2) ожиданіе угрожающей бѣды. Какъ та, такъ и другая форма
   страха одинаково удручающвшъ и разрушительнымъ образомъ вліяютъ на
   организмъ.
        Въ громадномъ болыпинствѣ случаевъ страхъ прежде всего вызывается впе­
   чатлѣніемъ на слуховые и затѣмъ уже на зрительные органы младенцевъ. Дѣти,
   въ первыя двѣ, три и четыре недѣли своей жизни, вздрагиваютъ отъ внезапно
   открытой съ шумомъ двери, отъ грохота брошенныхъ передъ печкою дровъ, отъ
   стука упавшаго со стола прессъ­папье, отъ вбиваемаго молоткомъ въ стѣну гвоз­
   дя. Съ каждымъ днемъ своей жизни ребенокъ обнаруживаетъ все болѣе призна­
   ковъ проявленій страха: сначала онъ вздрагиваетъ и усиленно моргаетъ гла­
   зами, затѣмъ къ этому присоединяется и морщеніе лба. Малютка вскрикиваешь
   отъ испуга и послѣ этого, впродолженіи получаса и болѣе, находится въ нерв­
   номъ состояніи: безпокойно дергаетъ головкой, руками и ногами, испускаетъ
   отъ времени до времени крики. Нѣкоторыя дѣти уже въ возрастѣ 2­хъ, 3­хъ
   недѣль проявляютъ всѣ эти признаки страха послѣ всякаго рѣзкаго звука
   или сильнаго шума.
        Позже къ боязни шума и рѣзкихъ звуковъ присоединяется и страхъ
   передъ всѣмъ, что внезапно появляется передъ его глазами. Пятимѣсячный
   ребенокъ прекрасно забавляется резиновой куклой; вбѣгаетъ кошка, которую
   онъ никогда еще невидалъ, и въ ужасѣ онъ откидывается на подушку,
   кричитъ и заливается слезами. Мать беретъ ребенка на руки, ласково уго­
   вариваетъ его, гладитъ кошку, показывая, что она не причинитъ ему вреда,
   209   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219