Page 214 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 214
— 198 —
сыпаясь ребенокъ долженъ немедленно вставать съ постели, никогда попусту
не валяясь въ ней; слѣдуетъ также зорко наблюдать за тѣмъ, чтобы при
слуга, одѣвая или раздѣвая ребенка, не возилась съ нимъ: эти мѣры крайне
необходимы для предохранения противъ развитія онанизма и чувственности.
Отъ разстройства нервной системы болѣе всего можетъ предохранить
тщательная забота родителей о томъ, чтобы ихъ дѣти были ограждены отъ
страха, гнѣва, испуга, горя, однимъ словомъ отъ душевныхъ потрясеній во
обще, въ высшей степени разстраивающихъ физическое и психическое здоровье
дѣтей.
Страхъ бываетъ двоякій: 1) внезапный, когда онъ нежданно, негаданно,
вдругъ поражаетъ человѣка, и 2)—когда онъ является въ видѣ тяоюкаго пси
хическто состоянія, болѣе или менѣе продолжителънаго, что случается тогда,
когда человѣкъ замѣчаетъ надвигающуюся на него бѣду, ждетъ ее съ минуты
на минуту и не въ силахъ предотвратить ее.
У взрослыхъ можетъ быть тотъ и другой видъ страха, но очень малень
кихъ дѣтей поражаетъ только внезапный' страхъ, и это понятно: сознаніе
того, что такое будущее, у нихъ еще не пробудилось, а потому они и не могутъ
бояться его; но послѣ 272, 3 лѣтъ и маленькія дѣти могутъ испытывать
чувство страха обоихъ родовъ. Однимъ словомъ, можно сказать съ увѣрен
ностію,—чѣмъ раньше знакомятся дѣти съ силою и значеніемъ угрозъ воспи
тателей, чѣмъ раньше испытываютъ они наказанія въ родѣ рогозъ, щелчковъ,
лишеній обѣда и удовольствій, тѣмъ съ болынимъ трепетомъ ждутъ кары за
содѣянный проступокъ. Такимъ образомъ, къ первичной и единственной формѣ
внезапнаго страха* къ ребенку мало помалу прививается и другая форма—
тяжкаго психическаго состоянія.
Какъ въ первомъ, такъ и .во второмъ случаѣ, т. е. какъ въ моментъ
ужаса, охватившаго человѣка внезапно, такъ и при тяжеломъ ожиданіи при
ближающейся невзгоды, заключаются два элемента: 1) сознаніе своего без
силія передъ грозящимъ страданіемъ или несчастіемъ физическимъ или мо
ральным^ 2) ожиданіе угрожающей бѣды. Какъ та, такъ и другая форма
страха одинаково удручающвшъ и разрушительнымъ образомъ вліяютъ на
организмъ.
Въ громадномъ болыпинствѣ случаевъ страхъ прежде всего вызывается впе
чатлѣніемъ на слуховые и затѣмъ уже на зрительные органы младенцевъ. Дѣти,
въ первыя двѣ, три и четыре недѣли своей жизни, вздрагиваютъ отъ внезапно
открытой съ шумомъ двери, отъ грохота брошенныхъ передъ печкою дровъ, отъ
стука упавшаго со стола прессъпапье, отъ вбиваемаго молоткомъ въ стѣну гвоз
дя. Съ каждымъ днемъ своей жизни ребенокъ обнаруживаетъ все болѣе призна
ковъ проявленій страха: сначала онъ вздрагиваетъ и усиленно моргаетъ гла
зами, затѣмъ къ этому присоединяется и морщеніе лба. Малютка вскрикиваешь
отъ испуга и послѣ этого, впродолженіи получаса и болѣе, находится въ нерв
номъ состояніи: безпокойно дергаетъ головкой, руками и ногами, испускаетъ
отъ времени до времени крики. Нѣкоторыя дѣти уже въ возрастѣ 2хъ, 3хъ
недѣль проявляютъ всѣ эти признаки страха послѣ всякаго рѣзкаго звука
или сильнаго шума.
Позже къ боязни шума и рѣзкихъ звуковъ присоединяется и страхъ
передъ всѣмъ, что внезапно появляется передъ его глазами. Пятимѣсячный
ребенокъ прекрасно забавляется резиновой куклой; вбѣгаетъ кошка, которую
онъ никогда еще невидалъ, и въ ужасѣ онъ откидывается на подушку,
кричитъ и заливается слезами. Мать беретъ ребенка на руки, ласково уго
вариваетъ его, гладитъ кошку, показывая, что она не причинитъ ему вреда,