Page 213 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 213

— 197 —

  временъ одинъ день иедѣли считался днемъ отдыха и праздыованія. Во время
  французской революціи минувшаго вѣка тогдашнее правительство постановило
   праздновать всякій десятый день мѣсяца. Постановление это недолго удер­
  лсалось. Каково же было удивленіе ученаго міра, когда два знаменитые гигі­
   ениста нашего времени, Петенкоферъ и Фойтъ, произвели по всѣмъ прави­
  ламъ науки свои изслѣдованія надъ рабочимъ, заключеннымъ въ стеклянную
  камеру и совершавшимъ строго опредѣленную работу въ теченіе 9 часовъ
  въ сутки. Оказалось, что въ теченіе дня рабочій расходовалъ болѣе кисло­
  рода, нежели получалъ его съ пищей и дыханіемъ. Но откуда же брался
   этотъ избытокъ израсходованнаго кислорода? Отъ разрушенія частицъ тѣла
   рабочаго. Ночью, во время сна, происходило пополненіе этихъ дорогихъ рас­
   ходовъ, и физіологическій дефицитъ покрывался. Но съ каждымъ рабочимъ
   днемъ ночное возстановленіе силъ становилось все менѣе и менѣе полпымъ,
   и, послѣ шести рабочихъ дней, сонъ потерялъ свою способность возстанов­
  лять физіологическую убыль организма: сонъ сдѣлался безполезнымъ. Необ­
   ходимо было полное прекращеніе 'работы на 24 часа, и тогда сонъ снова
   получилъ свое живительное дѣйствіе. Мы видимъ въ приведенномъ опытѣ
   научное доказательство въ пользу празднованія одного дня въ недѣлю". ( л Вѣст­
   пикъ Воспитанія" 1890 г.).
        Самымъ лучшимъ отдыхомъ, возстановляющимъ силы, служитъ сонъ, и
   родители должны неустанно слѣдить за тѣмъ, чтобы ребенокъ всегда спалъ
   спокойно и безмятежно. Ничто не разрушаетъ такъ здоровья, ничто не рас­
   шатываете такъ нервовъ, какъ безсонница. Продолжительность сна въ сильной
   степени зависитъ отъ возраста и отъ индивидуальной потребности каждаго.
   Тѣмъ не менѣе не слѣдуетъ злоупотреблять наклонностью ко сну: иные, безъ
   всякой нужды для организма, могутъ сдѣлать привычку спать слишкомъ долго,
   а чрезмѣрный сонъ служитъ источникомъ многихъ болѣзней и не обновленіе
   приноситъ организму, а утомляетъ его; другіе дѣлаютъ привычку спать слиш­
   комъ недостаточно для отдохновенія организма. Грудному ребенку необходимо
   спать 18—20 часовъ, въ возрастѣ отъ 2­хъ до 4­хъ лѣтъ по крайней мѣрѣ
   14­ть часовъ, отъ 6 до 8, 9 лѣтъ не меньше 11­ти, 12­ти, юноша до 20
   лѣтняго возраста долженъ спать по крайне мѣрѣ 9 часовъ, взрослому около
   7—8 часовъ. Нужно имѣть въ виду, что людямъ болѣзненнымъ, малокровнымъ,
   требуется больше сна для возобновленія силъ. Спать тотчасъ послѣ обѣда,
   когда происходитъ пищеварительный процессъ, считается для людей молодыхъ
   очень вреднымъ, а для стариковъ это иногда не безполезно.
        Сонъ у дѣтей до школьнаго возраста обязательно долженъ совершаться
   въ опредѣленное время. Самое ничтожное возбужденіе передъ сномъ, шумная
   и черезчуръ   оживленная игра, пѣсня, производящая тяжелое впечатлѣніе,
   а. уже тѣмъ болѣе страшные разсказы и сказки, волнующіе и запугивающіе
   воображеніе и душевныя потрясенія, въ родѣ угрозъ, наказаній, испуга,
   страха, — мѣшаютъ безмятежному сиу ребенка и чрезвычайно вредно отзы­
   ваются на его нервной системѣ. Ребенокъ по крайней мѣрѣ за полчаса до
   сна пе долженъ предаваться особенно шумньшъ играмъ; самое лучшее прі­
   учать его въ это время­ заниматься какою нибудь механическою работою (мы
   имѣемъ при этомъ въ виду дѣтей отъ 3 до 8 лѣтъ), не требующею умствен­
   наго напряженія или сильнаго физическаго движенія, напр. наклеиваніемъ въ
   тетрадку картинокъ, разноцвѣтныхъ бумажекъ, листиковъ, нанизываніемъ на
   нитку или длинную сличку крупныхъ разноцвѣтныхъ бусъ, сгибаніе и скла­
   дываніе изъ разноцвѣтной бумаги различныхъ фигурокъ и т. п. Укладывая
   ребенка спать, необходимо пріучить его держать руки поверхъ одѣяла; про­
   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217   218