Page 207 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 207

— 191 —

         Вмѣсто того, чтобы равномѣрно вести какъ тѣлесное, такъ и психиче­
    ское развитіе дитяти, ему, въ большинствѣ случаевъ, даютъ одностороннее
   воспитаніе, обращая вниманіе исключительно или на физическое, или на
   умственное развитіе. И въ томъ, и въ другомъ случав родители достигаютъ
    результатовъ, діаметрально противоположныхъ своимъ стремленіямъ. Обращая
    вниманіе лишь на физическое развитіе человѣка, его низводятъ до животнаго,
    и въ то же время такое воспитаніе не служитъ даже гарантіей того, что
    питомецъ въ будущемъ будетъ наслаждаться здоровьемъ. Не развивъ въ немъ
    ни нравственныхъ принциповъ, ни любви и привычки къ труду, ни висшихъ,
    облагораживающихъ душу интересовъ, его толкаютъ въ будущемъ на безпут­
    ную жизнь. Родители, будучи защитниками исключительно физическаго раз­
    витія и имѣя нѣкоторыя понятія по гигіенѣ и физическому уходу, могутъ
    развить въ ребенкѣ тѣлесную силу и здоровье. Но разъ питомецъ самостоя­
    тельно вступаетъ на жизненное поприще, современная жизнь представляетъ
    широкое поле его эгоистическимъ, животнымъ инстинктамъ, не сдерживаемымъ
    умственнымъ и правственнымъ развитіемъ. Онъ легче, чѣмъ умственно и нрав­
    ственно развитой, доступенъ соблазнамъ всякаго рода и. не руководствуясь
    общественными интересами, не увлекаясь ни наукою, ни искусствомъ, весь
    погружается въ море кутежа и попоекъ, прожигаетъ свою жизнь въ игорныхъ
    вертепахъ, въ пошлыхъ любовныхъ интригахъ и похожденіяхъ и въ нѣсколько
    лѣтъ растрачиваетъ свое крѣпкое въ дѣтствѣ здоровье. Только человѣкъ ум­
    ственно и нравственно развитой можетъ побѣждать свои страсти и дурныя
    склонности во имя твердыхъ принциповъ, любви къ ближнему и надлежаще
    развитаго чувства чести.
         Не менѣе вреда приноситъ воспитаніе, при которомъ все вниманіе обра­
    щено только па умственное развитіе дитяти. Многихъ руководитъ при этомъ
    самая горячая любовь къ дѣтямъ, просвѣщенію и къ родинѣ, другихъ побу­
    ждаетъ лишь тщеславіе и корысть. „Пусть всѣ знаютъ, что моя дочь или
    сынъ получили первую награду, имѣютъ лучшія отмѣтки, пріобрѣтутъ наи­
    болѣе видное и выгодное мѣсто..."
         Но какія бы чувства ни руководили родителями, возвышенныя или ко­
    рыстный, разъ они пренебрегаютъ физическимъ развитіемъ, это гибельно от­
    зывается на умственномъ и нравственномъ развитіи ребенка. Если они через­
    чуръ строго слѣдятъ за тѣмъ, чтобы ребенокъ всегда приносилъ изъ школы
    прекрасныя отмѣтки, дѣти, даже недурныя по яатурѣ, прибѣгаютъ ко лжи,
    обману и даже пускаются на поддѣлку отмѣтокъ. Ребенокъ только тогда хо­
    рошо работаетъ въ школѣ, когда до школы у него пробужденъ интересъ
    къ знанію и природѣ, когда онъ пріученъ къ труду и вниманію. Не говоря
    уже о томъ, что ребенокъ, плохо развитой физически, не можетъ правильно
    развиваться и умственно, одностороннее умственное развитіе искусственно
    задерживаете правильное развитіе физическихъ силъ и сказывается въ пере­
    утомленіи мозга, въ высшей степени разстраивающемъ нервную систему.
         Переутомленіе мозга величайшій бичъ, тормозящій и физическое, и нрав­
    ственное, и умственное развитіе дѣтей.   Съ самаго нѣжнаго дѣтскаго возра­
    ста оно кладетъ основу всевозможнымъ нервнымъ болѣзнямъ, психопатіи и
    серьезнымъ душевнымъ заболѣваніямъ. Первые признаки этого недуга — раз­
    дражительность, тоска, недовольство, разсѣянность, ослабленіе вниманія, по­
    теря въ большей или меньшей степени самообладанія и головныя боли, кото­
   рыя съ теченіемъ времени, если усиленное умственное развитіе не пріоста­
   новлено, осложняются болѣзнями въ сферѣ другихъ органовъ тѣла, а также
   обнаруживаются частыми кровотеченіями изъ носу,          ослабленіемъ памяти,
   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212