Page 207 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 207
— 191 —
Вмѣсто того, чтобы равномѣрно вести какъ тѣлесное, такъ и психиче
ское развитіе дитяти, ему, въ большинствѣ случаевъ, даютъ одностороннее
воспитаніе, обращая вниманіе исключительно или на физическое, или на
умственное развитіе. И въ томъ, и въ другомъ случав родители достигаютъ
результатовъ, діаметрально противоположныхъ своимъ стремленіямъ. Обращая
вниманіе лишь на физическое развитіе человѣка, его низводятъ до животнаго,
и въ то же время такое воспитаніе не служитъ даже гарантіей того, что
питомецъ въ будущемъ будетъ наслаждаться здоровьемъ. Не развивъ въ немъ
ни нравственныхъ принциповъ, ни любви и привычки къ труду, ни висшихъ,
облагораживающихъ душу интересовъ, его толкаютъ въ будущемъ на безпут
ную жизнь. Родители, будучи защитниками исключительно физическаго раз
витія и имѣя нѣкоторыя понятія по гигіенѣ и физическому уходу, могутъ
развить въ ребенкѣ тѣлесную силу и здоровье. Но разъ питомецъ самостоя
тельно вступаетъ на жизненное поприще, современная жизнь представляетъ
широкое поле его эгоистическимъ, животнымъ инстинктамъ, не сдерживаемымъ
умственнымъ и правственнымъ развитіемъ. Онъ легче, чѣмъ умственно и нрав
ственно развитой, доступенъ соблазнамъ всякаго рода и. не руководствуясь
общественными интересами, не увлекаясь ни наукою, ни искусствомъ, весь
погружается въ море кутежа и попоекъ, прожигаетъ свою жизнь въ игорныхъ
вертепахъ, въ пошлыхъ любовныхъ интригахъ и похожденіяхъ и въ нѣсколько
лѣтъ растрачиваетъ свое крѣпкое въ дѣтствѣ здоровье. Только человѣкъ ум
ственно и нравственно развитой можетъ побѣждать свои страсти и дурныя
склонности во имя твердыхъ принциповъ, любви къ ближнему и надлежаще
развитаго чувства чести.
Не менѣе вреда приноситъ воспитаніе, при которомъ все вниманіе обра
щено только па умственное развитіе дитяти. Многихъ руководитъ при этомъ
самая горячая любовь къ дѣтямъ, просвѣщенію и къ родинѣ, другихъ побу
ждаетъ лишь тщеславіе и корысть. „Пусть всѣ знаютъ, что моя дочь или
сынъ получили первую награду, имѣютъ лучшія отмѣтки, пріобрѣтутъ наи
болѣе видное и выгодное мѣсто..."
Но какія бы чувства ни руководили родителями, возвышенныя или ко
рыстный, разъ они пренебрегаютъ физическимъ развитіемъ, это гибельно от
зывается на умственномъ и нравственномъ развитіи ребенка. Если они через
чуръ строго слѣдятъ за тѣмъ, чтобы ребенокъ всегда приносилъ изъ школы
прекрасныя отмѣтки, дѣти, даже недурныя по яатурѣ, прибѣгаютъ ко лжи,
обману и даже пускаются на поддѣлку отмѣтокъ. Ребенокъ только тогда хо
рошо работаетъ въ школѣ, когда до школы у него пробужденъ интересъ
къ знанію и природѣ, когда онъ пріученъ къ труду и вниманію. Не говоря
уже о томъ, что ребенокъ, плохо развитой физически, не можетъ правильно
развиваться и умственно, одностороннее умственное развитіе искусственно
задерживаете правильное развитіе физическихъ силъ и сказывается въ пере
утомленіи мозга, въ высшей степени разстраивающемъ нервную систему.
Переутомленіе мозга величайшій бичъ, тормозящій и физическое, и нрав
ственное, и умственное развитіе дѣтей. Съ самаго нѣжнаго дѣтскаго возра
ста оно кладетъ основу всевозможнымъ нервнымъ болѣзнямъ, психопатіи и
серьезнымъ душевнымъ заболѣваніямъ. Первые признаки этого недуга — раз
дражительность, тоска, недовольство, разсѣянность, ослабленіе вниманія, по
теря въ большей или меньшей степени самообладанія и головныя боли, кото
рыя съ теченіемъ времени, если усиленное умственное развитіе не пріоста
новлено, осложняются болѣзнями въ сферѣ другихъ органовъ тѣла, а также
обнаруживаются частыми кровотеченіями изъ носу, ослабленіемъ памяти,