Page 333 - 000199_000009_003613470
P. 333

С.  В.  ЕШЕВСКІЙ.                  321

    которой онѣ  стол.іи;  ириготовленіе  къ каждой лекціп брало
    у Ешевскаго   нѣсколько   дней;  въ  дѣло  шли  и историки,  и
    путешествія  археологовъ. Многія  книги доставались въ Моск-
    вѣ  съ болынимъ трудомъ;   но все,  что  можно было достать,
    до послѣдней журнальной     статьи,  было  добываемо.  Вліяніе
    западныхъ историковъ чувствуется    на  этомъ курсѣ;  но иначе
    и быть  не  могло: міръ греко-славянскій,  къ сожалѣнію,  оста-
   вался тогда чуждымъ    не для  одного Ешевскаго.
       Предметомъ курса слѣдующаго      года было обозрѣніе внут-

   ренней, преимущественно умственной жизни        Римской  имне-
   ріи (этотъ курсъ   названъ  въ  изданіи  «Очерками язычества
   и христіанства»). Этому курсу Ешевскій     весьма кстати пред-
    послалъ введеніе,  въ которомъ разбиралъ вопросъ объ    отно-
   шеніи общества    къ государству 1);  можетъ быть, нигдѣ  пра-

    вильная  постановка этого вопроса   не пмѣетъ   такого  значе-
    ченія,  какъ  въ приложеніи  къ Риму,  гдѣ  государство стре-
    милось  поглотить общество   и гдѣ христіанство   представило
    оплотъ противъ  этихъ стремленій.   Вопросъ   этотъ побудилъ
    Ешевскаго обратиться къ юридической литературѣ,    и большая
   часть лѣта   1858  г. ушла  на  это занятіе.  Къ чему бы   онъ
   ни обращался,   онъ всегда любилъ получить болѣе     или менѣе
   полныя свѣдѣнія.    Самый   предмета курса   вызвалъ  къ пере-
    смотру всѣхъ религіозныхъ вѣрованій,     какъ рпмскихъ,  такъ
   и прпнятыхъ Римомъ     отъ другихъ народовъ,    всѣхъ  системъ
    философскихъ,  господствовавшпхъ въ Римѣ     съ одной сторо-
   ны, ученій  отцовъ церкви— съ другой. Рѣзкая противополож-

   ность  этихъ двухъ міровъ,   существовавшпхъ рядомъ въ Рим-
    ской имперіи,  весьма  счастливо выставлена въ курсѣ Ешев-
    скаго. Курсъ  этотъ тѣсно  связывался съ предыдущимъ; пред-
    ставивъ картину римскаго міра, опредѣливъ предѣлы     вліянія
   Рима границами того, что въ послѣдствіи    назвалось западной
   Европой, профессоръ переноситъ своихъ слушателей въ самый


       ') Это введеніе  не пздано,  ибо  сохраняюсь  въ впдѣ  конспекта.
                                                          21
   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337   338