Page 332 - 000199_000009_003613470
P. 332
320 С. В. ІІІПББСКШ.
имперіи, до конца; тогда опъ думалъ снова возвратиться къ
началу п такимъ образ омъ переработанные два раза курсы
намѣренъ былъ печатать. Началъ онъ съ этнографпческаго
обозрѣнія римскаго міра (этотъ курсъ названъ въ пзданіп
«Сочиненій»: - Центръ рішскаго міра и его провинціи»).
Мысль этого курса чрезвычайно умна: онъ хотѣлъ разсмот-
рѣть въ послѣдователыюмъ порядкѣ всѣ народы Запада п
Востока, подчинпвшіеся Риму, съ тѣмъ, чтобы опредѣлить,
что каждый изъ нихъ далъ Риму н что получплъ отъ пего.
Въ яркихъ и живыхъ характеристикахъ передаетъ опъ слу-
шателямъ все, что сдѣлано наукой для объяспепія судебъ
каждаго изъ этпхъ пародовъ. Дальпѣйшее развитіе каждаго
изъ этихъ пародовъ въ средневѣковой исторіп обусловли-
вается до пзвѣстпой степени его отношепіемъ къ Риму. По-
тому нельзя было удачнѣе начать курса исторіи средпихъ
вѣковъ, какъ подобпымъ введепіемъ, мысль о которомъ мо-
жетъ быть родилась подъ вліяпіемъ извѣстнаго сочиненія
Амедея Тьеррп: «Histoire de la Ganle sous la domination des
Remains», гдѣ изображается вліяніе на Римъ разныхъ под-
чиненныхъ ему пародовъ, представители которыхъ такъ часто
облекались въ императорскую порфиру. Но Ешевскій поста-
вилъ задачу свою шире: его впимапіе устремлено преиму-
щественно не на Рпмъ, а па провипдіи. Въ этомъ курсѣ
опъ остался вѣренъ тому же паправлепію, которое вырази-
лось еще въ «Сидопіи»: въ надающемъ Римѣ опъ привѣт-
ствуетъ зарю поваго міра; съ той же точки зрѣпія раземот-
рѣвъ составь римскаго міра, опъ характеризуетъ его связую-
щее начало, власть цезарей; весь курсъ проникнуть созна-
ніемъ связи римскаго міра съ ново-европейскимъ, которая
высказана въ заключительпыхъ словахъ профессора: «Въ
исторіп средпихъ вѣковъ не разъ приходится обращаться къ
временамь древней имперіи, чтобы попять смыслъ явленій,
совершавшихся въ новой Европѣ» . Читая эти яркія и живы я
характеристики, можно подумать, что опѣ достались очень
дешево; но я самь былъ свпдѣтелемъ неустанной работы,